Новый национальный проект «Беспилотные авиационные системы» был запущен совсем недавно - в январе 2024 года. Власти рассчитывают на то, что он поможет создать в стране производства различных типов аппаратов, расширить сферы их применения, распространив его на все секторы экономики.
«В результате должна сформироваться инновационная отрасль, которая откроет дополнительные возможности для бизнеса и общества в целом. Эта технология позволит контролировать состояние промышленных объектов, линий электропередачи и трубопроводов. С ее помощью мы сможем вести мониторинг за лесами, водоёмами, мусорными полигонами для своевременного предотвращения чрезвычайных ситуаций. Кроме того, использовать беспилотные авиасистемы в сельском хозяйстве для обработки полей от вредителей, для наблюдения за посевами, эффективностью работы уборочных машин. И конечно, он поможет решать самые разные задачи в труднодоступных регионах», — объяснял председатель правительства России Михаил Мишустин на недавней стратегической сессии, где обсуждались новые нацпроекты.
Премьер-министр отметил, что всего за шесть лет количество российских беспилотников должно вырасти более чем в 5 раз. Причем важно не только разрабатывать своими силами технологии, но и сконцентрировать в стране само производство аппаратов.
«Для этого мы поддержим разработчиков и покупателей такого оборудования. Речь идёт о грантах на конструкторскую документацию, о субсидиях для научно-производственных центров, а также о реализации государственного заказа. Необходимо продолжить создание инфраструктуры для эксплуатации беспилотников, чтобы обеспечить их полёты в едином воздушном пространстве. Сократить время для проведения сертификации, упростить сложные процедуры их получения. И конечно, снять ненужные административные барьеры. На это особое внимание обращал глава государства», — отметил Михаил Мишустин.
Сибирские дроны
В Красноярском крае флот беспилотных летательных аппаратов начали создавать в рамках стратегии цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления. Сейчас есть уже 7 беспилотников самолетного типа и 52 квадрокоптера. До конца года планируется приобрести ещё 5 беспилотников и 22 квадрокоптера.
Производство беспилотных авиационных систем уже налажено в Красноярске. Компания «АВАКС-ГеоСервис» сейчас производит три вида аппаратов. SIGMA — большой беспилотник самолетного типа — может провести в небе до 12 часов, его «младший» товарищ — до 2 часов. Дальность их полета тоже внушительная — 500 и 150 км соответственно. Это позволяет использовать их для мониторинга лесов, например, поиска вырубок или пожаров, проверки линейных объектов - электросетей, газопроводов, дорог, а также мониторинга посевов в сельском хозяйстве.
Так как беспилотники могут переносить на себе достаточно тяжелое оборудование, в этом году планируются пробные испытания их применения в аэрологистике — доставке, например, лекарств в труднодоступные населенные пункты.
«Третий аппарат, квадрокоптер OMEGA весом 2 кг, разрабатывали специально по техническому заданию министерства природных ресурсов и лесного комплекса края. Это наши большие партнеры, с которыми мы работаем уже 3 года. Они формируют для нас технические задания на разработку аппаратов. Мы их производим, а потом получаем от коллег анализ эксплуатации, который позволяет нам совершенствовать продукт», — рассказал директор по маркетингу в ООО НПП «АВАКС -ГЕОСЕРВИС» Николай Гулютин.
Компания может похвастаться тем, что локализация продукта составляет более 70 %. Красноярцы сами произвели металлическую и композитную часть аппаратов, бортовую авионику, а также разработали весь софт. Покупать приходится чипы, мощные аккумуляторы, бензиновые двигатели, а также камеры, которые снимают «картинку». При этом компания планирует сократить этот список, занимаясь разработкой собственного двигателя.
«Потребности Красноярского края в части квадрокоптеров и аппаратов для мониторинга мы точно покроем. Есть, правда, сегменты, в которых мы не работаем. Например, создавать агродроны мы пока не планируем. Также мы пока только рассматриваем возможность создания дронов для обучения», — отметил Николай Гулютин.
В министерстве цифрового развития края планируют внедрить беспилотники в новых сферах. Министерство природных ресурсов и лесного комплекса собирается оснастить беспилотниками все лесничества края.
«Благодаря новому нацпроекту мы сможем усилить нашу работу. Предстоит решать задачи, направленные не только на создание беспилотников, но и на дооснащение посадочных площадок, подготовку кадров для управления техническими средствами, поддержку отечественных технологий и разработок. Сфер применения беспилотников множество. Нам нужно совместными усилиями проанализировать возможности БАС и создать все условия для их качественного внедрения», - рассказал министр цифрового развития края Николай Распопин.
Вопросами развития БАС займется рабочая группа, которую в ближайшее время создадут в Красноярском крае. Кроме того, формируется экспертное сообщество, куда могут войти производители БАС и представители вузов. О своей готовности выступить в качестве экспертов заявили уже 23 региональные организации края.
Свою роль в развитии отрасли БАС сыграют и вузы. Аэрокосмический колледж Университета Решетнева планирует войти в число 40 образовательных центров, где будут готовить команды для беспилотных авиационных систем. Также подготовка кадров для БАС ведется в Дивногорском техникуме лесных технологий.
«Федеральные меры помогут нам более системно и широко задействовать беспилотники в интересах экономики края и поддержат краевые компании, которые уже сейчас производят это оборудование. Вижу своей задачей максимально „встраивать“ интересы и инициативы края в федеральные проекты», — отмечает губернатор Красноярского края Михаил Котюков.