«Причудливое» барокко
Барочная музыка охватывает эпоху в полтора столетия — с 1600 по 1750 годы. Слово «барокко» происходит от итальянского и означает «причудливый». В этот период творили такие известные композиторы как Иоганн Себастьян Бах, Джордж Фридрих Гендель, Антонио Вивальди, Доминико Скарлатти и другие.
Сегодня не так много музыкантов, знающих тонкости исполнения барочной музыки, знакомы досконально с ее историей и спецификой. У красноярцев появилась возможность познакомиться с этой музыкальной эпохой во время проведения Лаборатории барочной музыки, которую проводили по программе musicAeterna Youth.
MusicAeterna — музыкальный коллектив, созданный дирижёром Теодором Курентзисом в 2004 году. Сегодня концерты ансамбля собирают аншлаги по всему миру. Но помимо выступлений, musicAeterna проводит обширную образовательную программу, поучаствовать в которой удалось и сибирским музыкантам.
«В этом году мы сделали акцент на барочной музыке, потому что с одной стороны у нас был запрос от студентов, с другой стороны, этот период в музыке очень важен для понимания и умения играть всю музыку, написанную после этого. Мы делаем много просветительских проектов, но в основном, это проекты в Москве и где-то в западной части России. Красноярск находится достаточно далеко, и действительно жаль, что музыкантам бывает сложно добраться. И нам захотелось сделать не так, чтобы они смогли куда-то приехать, а так, чтобы они у себя смогли поучаствовать, тем более, что в Красноярске все есть для проведения наших программ. Программа поддержки у нас уже была, мы ее запустили вместе с „Норникелем“, и в результате все сошлось — поддержка филармонии, среда, расположение. В ноябре 2023 года мы приехали сюда впервые и провели лабораторию и надеюсь, будем продолжать ее и в будущем», — рассказала Анна Фефелова, куратор просветительских проектов musicAeterna.
Танцы, пьесы и безумный интерес
В первый день состоялись занятия и лекции, посвященные барочному танцу. Мероприятия вела хореограф Наталья Кайдановская. Она изучала исторический танец на мастер-классах у Juergen Shrape, Barbara Sparti, Marie-Klaire Le Corre, Gloria Giordano, Diana Coranto, Barbara Segal, а также перевела и опубликовала трактат Рауля-Оже Фейе «Оркесография, или искусство записи танца» 1700 года. Участники могли попробовать себя в искусстве барочного танца, а также узнали краткую историю становления балета несколько сотен лет назад и научились «читать» танцевальные партитуры.
«За три дня Лаборатории можно успеть многое. В этом году получилось дать три танца, разных, но участников я с ними познакомила. Что точно удалось — это пробудить интерес. Мастер-класс по танцу полезен и музыкантам, так как они начинают понимать ритмику движения. Каждый танец имеет свой аффект, или душевное состояние. Даже в трактатах тех времен писали: „Если вы не знаете как играть ту или иную пьесу, вы должны посмотреть танец, на который она похожа“. Поэтому танец помогает и исполнителям музыки», — поделилась Наталья Кайдановская.
Участники лекций и мастер-классов могли задавать вопросы и интересовались тем, что означают движения в танце, как выглядели танцовщики и почему менуэт считают «школой хороших манер». Как отметили все студенты, для них Лаборатория стала уникальной возможностью попробовать себя в игре барочной музыки.
«Я принимала участие в мастер-классах, играя на лютне. Несколько столетий назад мастера делали инструменты под запросы слушателей и исполнителей. Поэтому были разные варианты казалось бы одних и тех же инструментов, учитывался даже рост исполнителя. О лаборатории я узнала из соцсетей, в лютне я практически самоучка и, конечно, мне очень хотелось поработать и узнать как можно больше информации. Объем знаний за эти три дня, конечно, колоссальный, чтобы все переварить мне как минимум потребуется остаток лета», — поделилась Ольга Косолапова, преподаватель детской школы искусств.
В этот же день один из концертмейстеров оркестра musicAeterna Владислав Песин провел мастер-класс для скрипачей. У молодых исполнителей была возможность узнать, в чем особенности барочной музыки, а также, как правильно сыграть образцы танцевальной музыки.
«Я увидела объявление и очень захотела сюда попасть, познакомиться. Барочная музыка — это основа для современной музыки. И я считаю, что обучение должно начинаться именно с барочной музыки. Здесь мне понравились занятия по ансамблю и индивидуальные занятия с Владиславом Песиным, все было очень интересно. Нам удалось попробовать поиграть на жильных струнах. Обычно музыканты играют на металлических струнах — они ровные и на них просто играть, а на жильных струнах имеются неровности, которые затрудняют процесс», — рассказала участница мастер-классов Екатерина Немировская.
Педагоги подчеркивают: и после завершения Лаборатории можно держать связь и продолжать изучать то, что изучали во время интенсива.
«Я приезжаю в Красноярск с образовательной программой уже во второй раз. Первая лаборатория вызвала большой отклик, некоторые ребята писали, с кем-то нам удалось даже онлайн позаниматься. И это отрадно, что есть интерес и живое отношение к процессу. И я, и мои коллеги — мы открыты к продолжению работы и рады откликнуться. Потенциал есть у каждого студента, но, конечно, нужно время, чтобы раскрыться», — прокомментировал педагог, скрипач musicAeterna Владислав Песин.
Параллельно проходил мастер-класс по гитаре от Константина Щеникова-Архарова.
«Я ехал на Лабораторию, будучи довольно гибким, потому что я не знал, какой уровень будет у студентов. Главное, что нам удалось — это объяснить, насколько важна роль баса, как с его помощью управлять фактурой и мелодией. Не было задачи вырастить за три дня мастеров, но за три дня у них появилось то понимание и те знания, с которыми они могут двигаться дальше», — поделился лютнист и гитарист, преподаватель Константин Щеников-Архаров.
Поддержка юных дарований
Финальный концерт стал небольшим отчетом о трехдневной работе. Как отмечают и преподаватели, и участники, за три дня им удалось прикоснуться к старинной музыке, прочувствовать ее особенности.
Лаборатория барочной музыки прошла в Красноярске при поддержке компании «Норникель».
«Более 40 лет назад в Красноярском крае прозвучала фраза „Превратим Сибирь в край высокой культуры“. И мне кажется, все эти годы регион следует этой стратегической линии. Самое главное можно услышать, конечно, от участников. По ребятам видно, что они счастливы от того, что здесь были, что занимались на этой Лаборатории. А мы в крае помогаем развиваться молодежи. Конечно, хочется выразить слова благодарности всем организаторам, и отдельное спасибо компании „Норникель“, без которой это мероприятие бы не состоялось», — сказала заместитель председателя комитета по образованию и культуре Законодательного собрания края Ирина Субочева.
«Норникель» помогает проводить важные культурные события в Красноярске и городах края, которые дают шанс проявить себя юным талантам. Так, в 2022 году в Норильске открылся региональный Образовательный центр Юрия Башмета, который помогает развиваться молодым музыкантам. С участием компании закуплены инструменты для Красноярского симфонического оркестра и оркестра Красноярского театра оперы и балета.
Важность сотрудничества отмечают и в регионе.
«Состоявшаяся Лаборатория барочной музыки собрала профессионалов из разных областей искусства и самых одаренных участников со всего края и других регионов. Я хочу поблагодарить компанию „Норникель“ за неоднократную поддержку важных инициатив и вклад в культурный потенциал региона. Оркестр musicAeterna и их лидер регулярно выступают на территории края, в том числе в далеком Норильске, а также проводят мастер-классы, лекции и творческие лаборатории — и это совершенно уникальная возможность, которая есть у молодых музыкантов нашего края и уже состоявшихся профессионалов, перенять опыт у признанных виртуозов-мастеров, зарядиться вдохновением и открыть для себя новые возможности», — сказал министр культуры Красноярского края Аркадий Зинов.
Для некоторых студентов Лаборатории обучение не заканчивается. Позднее объявят тех исполнителей, которые получат стипендию и смогут поехать на учебу в Санкт-Петербург. Но работа musicAeterna в Красноярском крае будет продолжена и впереди у музыкантов новые программы и новые проекты.
Интернет-газета Newslab