Возможности внутренних инструментов аналитики маркетплейсов
Каждый маркетплейс предоставляет селлеру доступ к внутренней аналитике. Её возможности хоть и отличаются, но всё равно весьма ограничены и не дают полной картины происходящего с товаром. А тем временем, каждый товар ежеминутно борется с тысячами конкурентов за внимание покупателей в поиске.
При этом все участники процесса осознают, что выбор останавливается на тех позициях, которые выпадают в поисковом запросе первыми. Попасть в топ — задача не из легких, добиться которой можно различными способами. Например, участвуя в акциях площадки, закупая платную рекламу или оптимизирую товарные карточки. Последний вариант можно условно отнести к бесплатным, однако, добиться желаемого эффекта без тщательного изучения конкурентов — невозможно.
Функционал внутренних инструментов маркетплейса в этом направлении крайне скудный. Они дают общее представление о продажах и состоянии финансов. Остальную информацию продавец может получить от сторонних сервисов аналитики, которые способны показать сравнительную аналитику по товару и дать эффективные рекомендации, предложить SEO-оптимизацию карточки товара и многое другое.
Для чего нужны сторонние сервисы аналитики
Прежде чем выходить на рынок маркетплейса, продавцу необходимо изучить динамику спроса и предложения, а также проанализировать конкурентов. Для тщательного изучения динамики стоимости, сезонности, продаж и ведущих продавцов потребуется глубокая аналитика. Получить нужные данные селлеру помогут внешние сервисы аналитики.
Такие сервисы будут одинаково полезны и начинающим продавцам, и опытным селлерам в решении ряда задач:
Оптимизация расходов. С помощью правильной аналитики можно ещё на старте определить нишу: сравнить спрос и предложение на товары, сравнить доходы конкурентов. Например, продавец решил начать торговлю террариумами для змей. Идея кажется ему перспективной и интересной. Но если после анализа данных выяснится, что конкурентов всего 4-5 и их продажи не превышают нескольких единиц, то вряд ли селлер сможет генерировать стабильную прибыль. Или предприниматель решил продавать женские футболки с модным принтом. Конкуренты реализуют несколько тысяч единиц ежемесячно, но у селлеров нет такого объёма продукции в наличии. В таком случае конкуренцию в нише он составить не сможет.
Увеличение объёма продаж. Без использования возможностей внешних сервисов аналитики цена ошибки будет весьма высокой для предпринимателя. Например, продавец без предварительного анализа ниши и конкурентов начал торговать жёлтыми слитными женскими купальниками. А в реальности оказалось, что в этом сезоне популярны раздельные купальники всех оттенков синего. В итоге, вместо прибыли у Селена убытки. Таких ситуаций можно избежать, если полноценно использовать возможности аналитики.
Так, например, сервис аналитики продаж на маркетплейсах от inSales позволяет не только контролировать бизнес при помощи подробной отчётности, но и увеличивает прибыль за счет готового сайта бренда, а также существенно экономит время селлера, автоматизируя процесс продаж.
Принцип работы сторонних сервисов аналитики
Внешняя аналитика обладает широким спектром возможностей, которые значительно упрощают ведение и развитие бизнеса на маркетплейсах. При этом функционал каждого сервиса может иметь существенные отличия.
Однако общие принципы работы будут похожими, потому как большинство сервисов базируется на IT-решении под названием пассер. Принцип работы весьма прост: программа берет из общего объема одну единицу и как бы переносит ее в корзину. Так обрабатывается каждая единица одной группы продукции. Затем программа приступает к следующей группе. При этом объем товара, который находится в корзине отображается как текущий остаток.
На следующий день программа стартует с добавления товара из карточки в корзину. Разница и есть объем продаж за сутки. В этом заключается суть работы пассера. Остальной функционал разработчики добавляют на своё усмотрение, исходя из запросов потребителей.
Стоит учитывать, что внешние сервисы исследуют и анализируют большой объем информации о торговых марках, селлерах, объеме продаж в нише, выручке и перемещениях продукции. Это позволяет не только изучить лучших продавцов, но и вычислить их наиболее прибыльные позиции.
Сервисы аналитики решают целый ряд важных задач для бизнеса:
Поиск выгодных категорий. В любой торговле, вне зависимости от площадки, есть группы товаров, которые пользуются повышенным спросом здесь и сейчас. Для селлера крайне важно обладать этой информацией. Представим, что сейчас в категории женской одежды пользуются популярностью джинсовые юбки в длине миди с разрезом. Поэтому, если селлер выйдет на рынок маркетплейса с фатиновыми юбками в длине мини он вряд ли достигнет желаемых результатов прибыли. При этом максимально выгодно для бизнесмена отслеживать популярные тренды и сразу находить выгодных поставщиков продукции, не теряя времени и не упуская шанс заработать. Как раз в этом продавцу помогают внешние сервисы аналитики.
Отбор популярных брендов товара. Многие покупатели ищут на просторах маркетплейса продукцию определенного производителя, поэтому в большинстве карточек присутствуют эти данные. При этом объем продаж во многом зависит от рыночной ситуации в данный момент (сезонности). Например, купальники лучше всего продаются в весенне-летний период, а вечерние платья — в осенне-зимний перед Новым годом и весной накануне выпускных. Поэтому грамотному селлеру важно системно отслеживать тенденции и успевать своевременно сформировать качественное торговое предложение, чтобы генерировать прибыль на колебаниях спроса.
Анализ трендов. Информация об объёме реализованной продукции и востребованности отдельных видов товара помогает продавцу лучше узнать свою ЦА и понять ее потребности. Также анализ общих трендов рынка помогает понять какой товар в ближайшее время станет наиболее востребованным и, соответственно, заранее подготовиться: закупить необходимую продукцию по оптимальной цене. Таким образом, селлер сможет больше заработать просто на том, что закупит товар по выгодной цене, а продаст по среднерыночной.
Анализ конъюнктуры маркетплейса. Не многие продавцы одновременно ведут деятельность сразу на нескольких маркетплейсах. А между тем, такой подход лишает их возможности получить дополнительную прибыль и расширить аудиторию. При этом торговля на нескольких площадках — это ещё и дополнительная гарантия для селлера от непредвиденных ситуаций, когда один из маркетплейсов, например, меняет условия работы, делая их не столь выгодными. Поэтому рациональнее провести анализ ситуации на разных маркетплейсах и выявить тренды. Так селлер диверсифицирует свой бизнес, освоит новые площадки, расширит аудиторию и повысит свои шансы реализовать менее популярную продукцию. В этом ему помогают сервисы аналитики.
Анализ по конкретному товару. Самостоятельно собрать всю нужную информацию по товару — во всех отношениях затратно. Для этой задачи прекрасно подходят сервисы аналитики, которые показывают динамику конкуренции по товару и дадут рекомендации по дальнейшим действиям. Например, за небольшую плату сервис может выявить среднерыночную стоимость продукции и указать ее отрицательные качества. Эти данные селлер может использовать для внесения корректировок в стратегию коммерческой деятельности.
Анализ деятельности конкурентов. Конкуренция — неотъемлемая часть бизнеса. Поэтому так важно внимательно изучать деятельность соперников. Сервисы аналитики могут предоставить подробную информацию о каждом конкуренте и подсветить за счет чего он добился успехов, а также покажут самые успешные позиции торговой линейки.
Как выбрать оптимальный сервис аналитики
Для того, чтобы выбрать оптимальный сервис аналитики, предпринимателю необходимо определить свои потребности и ожидания: на каких маркетплейсах планируется вести деятельность, какого рода информация необходима для работы: только данные или еще и рекомендации.
Выделили пять ключевых параметров на которые селлеру необходимо обратить внимание перед выбором:
- Перечень маркетплейсов с которыми работает сервис.
- Разнообразие тарифов.
- Наличие возможности подключить магазин к сервису и систематически подгружать данные о нём.
- Ассортимент данных по конкурентам, которые предоставляет сервис.
- Аналитика по продажам и дополнительный функционал.
Делимся топ-5 сервисами аналитики маркетплейсов на сегодняшний день:
Moneyplace
Сервис с удобным и понятным интерфейсом, который работает с WB, OZON, МегаМаркет, Яндекс Маркет и даже KazanExpress. Особенностью сервиса считается наличие собственной нейросети, которая анализирует выбранную нишу по различным параметрам и выставляет оценку её привлекательности.
Доступ к анализу маркетплейсов зависит от выбранного тарифа. При этом разброс цен весьма велик: от 3 990 до 89 990 рублей. Оптимальным для большинства селлеров будет тариф за 19 900 рублей.
При всех достоинствах сервиса у него есть значимые недостатки. Например, низкая скорость работы и отсутствие возможности смотреть данные по двум моделям сотрудничества одновременно.
inSales
Платформа предоставляет удобные инструменты аналитики для селлера:
- маржинальность товаров;
- детализация логистических издержек;
- полный список заказов с детализацией и возможностью сортировки по параметрам;
- остаток продукции по каждому маркетплейсу.
- При этом сервис работает со всеми основными маркетплейсами.
Тарифы: есть два основных — «Базовый» и «Эксперт». Разница заключается в количестве пользователей, количестве доступного товара для отображения и доступе ко всем маркетплейсам. Подробнее о тарифах и их актуальной стоимости можно узнать на сайте сервиса.
MPStats
Сервис работают с WB, OZON и Яндекс Маркет. Однако стоит учитывать, что по Озон корректно отражаются только данные за последний месяц сбора информации.
Селлер получает доступ к большому количеству информации:
- анализ отзывов;
- анализ характеристики по топовым продавцам;
- анализ акций маркетплейса;
- прогнозные модели;
- география покупок.
Так выглядит описание карточки товара на базе искусственного интеллекта и автоматизированные ответы на отзывы.
Тарифы: продавец может выбрать уже собранный вариант набора инструментов, либо приобрести отдельно необходимые. Цена подписки колеблется от 3 000 до 22 000 рублей в месяц.
SellerFox
В сервисе доступна аналитика по всем основным маркетплейсам. Программа позволяет посмотреть растущие ниши и товары. Однако наряду с этим есть и минусы:
- отсутствует информация о продаже в рублях и штуках;
- нет данных по остаткам;
- сложный для восприятия и поиска информации интерфейс.
Тарифы: есть два основных: «Стандарт» и «Корпоративный». Цены варьируются от 5 499 рублей до 7 999 рублей в месяц. Пробный бесплатный период — час. Для этого необходимо пройти регистрацию на платформе.
MarketGuru
Работает с двумя маркетплейсами: Ozon и Wildberries. Предлагает широкий набор инструментов для селлеров:
- анализ заказов;
- АВС-анализ ассортимента;
- данные по остаткам;
- контроль финансов;
- анализ прибыльности товарных позиций.
Тарифы: цена подписки варьируется от 2 495 рублей в месяц до 13 950 рублей ежемесячно в зависимости от набора инструментов на каждом тарифе.
Сервисы аналитики маркетплейсов полезны селлерам на всех этапах ведения бизнеса. Однако начинающим продавцам стоит сначала попробовать сервисы с бесплатным набором инструментов или с минимальными вложениями. Это необходимо, чтобы понять какой пул инструментов нужен конкретно для вашего магазина.
Платные сервисы аналитики с широким набором возможностей стоит выбирать учитывая перспективы бизнеса, чтобы потом не пришлось нести непредвиденные расходы на приобретение дополнительных инструментов или переход на другую программу.