Красноярский инрог
Геральдика — странная наука, по твердости постулатов её можно расположить где-то между хиромантией и астрологией. В Красноярском крае никогда не водились львы, и всё же лев стал символом нашего региона. Вообще, в геральдическом смысле российские регионы — это полный зоопарк. На их гербах можно найти медведей, лошадей, соболей, тигров, барсов, оленей, орлов, лебедей, верблюдов и даже козлов. И всюду это реальные обитатели таких регионов, а у нас вот лев. С тем же успехом можно было изобразить на гербе мифического единорога.
Впрочем, так оно и было. Ещё до того, как Россия увлеклась геральдикой, у каждого города была своя фирменная печать. У красноярского острога это был единорог («инрог» по-старорусски).
Такой печатью скреплялись официальные документы, первый найденный из которых датирован 1644 годом. Это грамота, выданная некоему Родиону Кольцову на пользование земельным участком в районе Берёзовки. Почему красноярские казаки выбрали своим символом единорога — доподлинно неизвестно.
Кто-то утверждает, что это был фамильный герб Дубенского, но даже если так, тот покинул наш острог ещё в 1630 году. Зато единорог был на дворянском гербе рода Остафьевых. Возможно, наш атаман Остафьев имел какое-то отношение к этому роду (хотя сословия разные), и ставил свою фамильную печать от имени всего Красноярска.
50 лет под лошадью
С единорогом Красноярск прожил довольно долго, пока в 1804 году нас не подчинили новообразованной Томской губернии. По геральдическим правилам герб Красноярска принял форму «французского щита» и разделился на две половины, сверху оказался герб главного губернского города. У Томска это была белая лошадь. А в нижней половине должна быть своя символика, но единорог внезапно куда-то исчез. Вместо него под томской лошадью красовалась просто — красная гора, понимай — красный яр.
В 1822 году нам создают отдельную — Енисейскую губернию. Теперь Красноярск вроде бы столичный город, но герб сохраняется прежним, и томская лошадь остаётся нам в наследство.
Дальше вспоминаем, что середина XIX века для Енисейской губернии — время золотой лихорадки. Благодаря золотопромышленникам наш регион впервые разбогател, и разбогател очень сильно. Мы стали обеспечивать 90 % российской золотодобычи.
Губернское руководство и купечество решают, что хватит жить под чужой лошадью, и проводят конкурс на новый герб Красноярска. Среди вариантов — чёрная лошадь, золотой сноп пшеницы и золотой лев.
Выбирается максимально пафосный золотой лев, с золотыми лопатой и серпом, с императорской короной. Царя Николая Первого это тоже впечатлило, и в 1851 году Красноярску утверждают герб со львом.
Британско-Владимирский лев
Удивительно даже не то, что львов в Сибири не водилось. Удивительно, что царь утвердил такой герб на фоне ухудшения отношений с Великобританией. А ведь лев — древнейший символ английских королей. Кстати, в английской культуре популярен мифологический сюжет о борьбе льва и единорога. Многие могут помнить фрагмент из «Алисы в стране чудес» в переводе Маршака:
Вёл за корону смертный бой
Со львом единорог,
Гонял единорога лев
Вдоль городских дорог.
Этот культурный паттерн символизировал противостояние Англии и Шотландии, поэтому лев в английских сказках неизменно побеждал. Получилось, что далеко в Сибири сюжет повторился. Купеческий лев занял место казачьего единорога.
Впрочем, творческой новизны в новом гербе Красноярска не было. Художник попросту скопировал герб города Владимира, где тот же золотой лев на красном фоне, но держит православный крест. У нас же — лопата (символ подземных богатств) и серп (символ наземных богатств).
По традиции той эпохи вскоре герб столичного города становится гербом всей губернии, в 1878 году его утверждают официально как губернский.
В описании сказано: «На червлёном щите золотой лев с лазоревыми глазами и языком и чёрными когтями, держащий в правой лапе золотую лопату, а в левой таковой же серп. Щит увенчан императорской короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенным Андреевскою лентою». То есть герб губернии отличался от герба города лишь наличием дубовых листьев по периметру.
Так мы и жили до революции. В советское время никаких гербов, кроме союзного и республиканских, не было.
Возвращение единорога
В 1994 году появляется постановление городской администрации, утверждающее официальный герб. Это старый знакомый золотой лев с лопатой и серпом, но без короны. Затем в 1999 году в России учреждается Геральдический Совет при Президенте РФ — в целях единой геральдической политики и тому подобное. С той поры Совет утверждает всю государственную и муниципальную символику и ведёт государственный реестр того, что утвердил.
Красноярск тут же отправляет на суд Геральдического Совета нашего льва. Совет даёт добро, но рекомендует вернуть гербу корону, поскольку Красноярск — столица региона. Соответствующая запись с описанием вносится в Государственный геральдический регистр (ГГР) под номером 112.
Затем в 2010 году депутаты нашего Горсовета придумывают «полный герб» Красноярска. На нём щит со львом подпирают с двух сторон наши старые знакомые — казачий единорог и томская лошадь.
Геральдический Совет находит этот зверинец приемлемым, и регистрирует герб Красноярска второй раз — под номером 6263 в ГГР. В решении нашего горсовета перечислены случаи использования «полного герба» (с единорогом и лошадью): на почётных грамотах, на праздновании дня города, на встречах делегаций, в зале заседаний Горовета, а также в рабочих кабинетах председателя Горсовета и мэра. В общем, встретить единорога по-прежнему — редкая удача.
Непризнанный герб
На этом фоне странные вещи происходят с гербом Красноярского края. В 1996 году недавно созданное Законодательное Собрание проводит конкурс эскизов государственной символики края. На конкурс присылают 140 вариантов. Побеждает давно нарисованный герб Енисейской губернии. Но с небольшими изменениями. К дубовым листьям добавляются кедровые ветки, а на пьедестал (который стоит над гербом) добавляются ленты орденов Ленина и Октябрьской революции, которыми был награжден Красноярский край в советские годы.
Эти новшества не понравились Геральдическому Совету. Нам рекомендовали убрать ветки и доработать корону. Дескать, не по правилам, чтобы в императорской короне были ордена Октябрьской революции. Как в том анекдоте — «вы или крестик снимите, или трусы наденьте», иначе мы ваш герб в государственный регистр не внесем. А заодно и флаг не зарегистрируем, который, по сути, тот же герб, только на красном полотнище.
Но тут свой характер показало наше Заксобрание. Вы помните Александра Усса образца двухтысячных, упёртый был мужик — сказал, что Геральдический Совет нам не указ, и герб у нас отличный, утвердим его сами. Так и сделали: в феврале 1999 года принят краевой закон «О гербе Красноярского края». И в нём тот самый британский лев на французском щите в императорской короне с орденом Ленина.
Прошла четверть века, а наш герб так и не внесен в Государственный геральдический регистр. Там есть целых два герба города, но нет ни герба, ни флага края. Какие у этого юридические последствия? Практически никаких. Нам, вроде как, нельзя светить свой герб за пределами края, но, если задуматься, то кто нам помешает?
Интернет-газета Newslab
По материалам: Геральдическое описание герба Красноярска, Геральдическое описание герба Красноярского края