Главная
>
Статьи
>
Общество
>
«Пластмассовый мир» китайской мечты: плюсы и минусы отдыха на Хайнане, часть вторая

«Пластмассовый мир» китайской мечты: плюсы и минусы отдыха на Хайнане, часть вторая

13.09.2024
18

Скрытая классовость

Кирилл Зорин

Если вы решили самостоятельно путешествовать по острову, приготовьтесь к тому, что даже с переводчиком в телефоне вас, скорее всего, не поймут. 

Тайны местной лингвистики раскрыл на одной из экскурсий гид-казах: все дело в классовости Китая. Высшее образование здесь получают в основном представители северных территорий из народности хань. Если они и приезжают в южные провинции, то работают врачами, менеджерами и прочими топовыми специалистами. Персонал в отели набирают из менее грамотных народностей, которые языками не владеют. Более образованные китайцы своей образованностью гордятся и соблюдают социальную дистанцию.

Ярким примером стал другой гид, который переехал из Харбина на Хайнань аж 18 лет назад, но до сих пор не понимает местных. Например, на Севере беременным не дают спиртное, а тут его теща нанимала какого-то умельца, чтобы поить дочь специальной настойкой для рожениц.

Создалось впечатление, что только с экскурсантами он и может пооткровенничать про местных: водитель русского не знает, в партком не настучит, приезжие и подавно.

Впрочем, классовость не только в том, что народности Китая имеют разный доступ к социальным благам. Разделение, полагаю, связано и с неодинаковым уровнем грамотности. Учитель должен знать 7 тысяч иероглифов, врач – 20 тысяч, ученый – 40 тысяч.

Как в свое время рассказывали красноярские коллеги-лингвисты, выезжавшие на стажировки в КНР, китайцы делают открытия лишь после 40 лет: до этого они все еще изучают язык.

Сомнительный культурный отдых

Однако культурные и религиозные различия могут быть не только источником напряженности, но и разнообразия, увеличивающего прибыль в сфере туризма. Везде, но не в Китае. Тут их как будто нивелируют с помощью одобренной массовой культуры.

Очень показательной в этот отношении стала поездка в развлекательный «Romatic park». Подобные парки многие видели в Таиланде: вначале вы ходите по территории с магазинами, стилизованными под национальные строения, потом все идут в зрительный зал и смотрят шоу, где по сцене ходят слоны, буйволы, козы и прочие животные, а сотня тайцев пусть и пляшет не совсем в ногу, но поражает массовостью и богатством национальных костюмов.

Romantic park сложно назвать даже китайским лубком. Из национального только антураж, все остальное - современный масскульт

«Romatic park» в Санье после этого сложно назвать даже китайским лубком. Да, территория еще как-то была стилизована под национальную деревню (так, будто над ней работали архитекторы из Диснейленда, естественно), а вот аниматоры... Вместо драконов и прочей богатой китайской атрибутики они изображали танцоров диско, причем на уровне школьной самодеятельности.

Да и в основном шоу самым шикарным был зал со своими техническими и мультимедийными возможностями. Но и они не прикрыли сомнительное псевдоисторическое шоу с 25 танцорами и 10 гимнастами (как будто в миллиардном Китае люди кончились), да еще и в костюмах, на которых очень сильно экономили, чтобы уложиться в госплан.

Тенденция как будто бы стирать все слишком самобытное и заменять на одобренный пластиковый масскульт проявляется и в сфере религии. Недавно здесь халяльные ресторанчики заставили убрать иероглифы, рекламирующие данную особенность. Религия в Китае не то, чтобы запрещена, но молитвы в общественных местах неприемлемы, равно как и прочие указания на слишком большую оторванность от коллектива.

Можно подумать, что нетерпимость к любому инакомыслию – свойство любых коммунистических стран. Но вот во Вьетнаме, в Начанге, как-то лично наблюдал шествие буддистов под красными флагами, а на Фокуоке заходил в храм изобретенной в ХХ веке религии Као дай. А уж какими милыми и запоминающимися были вьетнамские танцевальные ансамбли со своими незамысловатыми плясками!

Или все дело в финансах? Современный Китай может себе позволить воплотить в реальность любую сказку, любой симулякр сделать былью, а Вьетнам – нет.

Поднебесная фабрика грез

Мысль о широчайших возможностях КНР эффективно влиять на сознание граждан ко мне пришла, когда я в отеле включил телевизор и сразу «подсел» на их телевидение, хотя совершенно не знаю китайский. Слишком уж говорящая и понятная «картинка».

Хотя, вообще-то, я изначально хотел увидеть трансляции съездов компартии и выступления правительственных бюрократов. Когда мама 20 лет назад ездила на Хайнань, показывали их, да еще сериалы. Спустя годы остались только сериалы. В Китае абсолютно деполитизированное и светское телевидение, вещающее по всем американским стандартам. Мне даже сразу вспомнились когда-то увиденные на YouTube «Доброе утро, Америка» и прочие «вражеские» программы.

В эфире были викторины, спортивные соревнования, концерты, сериалы и куча передач про обычную человеческую жизнь. В одной обсуждали борьбу с мужским облысением, во второй – проблему лишнего веса у какой-то китайской девушки, а на новостном канале CCTV-13 я «залип» на сюжете про незрячего парня, который интегрирован в общество не только через книги со шрифтом Брайля и специальные гаджеты. Он и маме в лавке помогает, и вольной борьбой занимается (есть куча грамот), и на экскурсии с друзьями ездит! Возможно, в речах ведущих что-то и было про помощь компартии людям с ограниченными возможностями, но ни одного синхрона с пиарящимся чиновником я не увидел.

Я до сих смотрю китайские телеканалы (благо их можно найти в Сети) и продолжаю убеждаться, что это подлинно народное телевидение: вместо привычных нам откровений первых лиц на фоне «живых декораций», в Китае основными героями сюжетов являются обычные люди – инженеры, сварщики, фермеры, ученые и так далее.

Как-то в новостях рассказывали про африкано-китайский форум, так трем прибывшим президентам ни одного слова в эфире не дали, показали лишь как их встретили в аэропорту, зато вернувшиеся с Олимпиады спортсмены и их фанаты откровенничали аж три сюжета подряд. А в одной из программ на Хайане я увидел сюжет про (не поверите!) уборщиков. Они чистили метелками и мыли шлангами набережную. Но как! Это был мини-блокбастер про борьбу с грязью – в съемках задействовали даже квадрокоптер! А динамичный монтаж создал экшн на пустом месте.

За последние десятилетия Поднебесная создала очень мощную и убедительную фабрику грез – серьезного конкурента Голливуду и американским телесетям. Ведь идеологическую эффективность здесь помножили на экономическую и создали мощную технологическую базу. Но реальность на улице от телевизионной пока отличается. Хотя есть ощущение, что до соответствия жизни и народного телегламура в Китае недолго осталось. И скоро отредактированный «пластиковый мир» поднебесной мечты победит окончательно.

Кирилл Зорин специально для Newslab,
фото из личного архива автора

Рекомендуем почитать