Многих красноярцев другие страны удержали всего на год, а как у тебя обстоят дела с новым местом?
Я третий год живу в Сакартвело. Да, именно так здесь называют Грузию. До переезда я была здесь пару раз, и влюбилась. При этом я понимала: туризм и эмиграция — понятия разные, и догадывалась, что ежедневная жизнь, вероятно, будет чуть менее комфортной, чем в Красноярске. Но вот я здесь!
Какой город для жизни ты выбрала и как искала крышу над головой? До сих пор ходят слухи, что в Грузии невозможно найти жилье из-за ажиотажа среди наших соотечественников.
Уже в Сакартвело я тормознулась в городке-спальнике Рустави. Это полчаса до центра Тбилиси на чем угодно: маршрутке, попутке, городском автобусе. И жилье здесь дешевле в 2-4 раза, конечно.
В целом рынок аренды достаточно неоднородный. Кто-то нашел трешку в центре на Руставели (или, говоря на красноярском языке, на проспекте Мира) — за 700 долларов, это классная цена. А кто-то торопился и за те же деньги снял студию в промышленном райончике Варкетили.
Я снимаю свою миленькую однушку с кондиционером (он в Грузии очень важен!) за 500 лари. Кстати, фан-факт: когда я сюда заселилась, в переводе на рубли она стоила 12,5 тысяч. Сейчас это 18 тысяч с копейками. И это всё еще дешевле однокомнатной квартиры в Красноярске.
Что касается слухов, успокою: сейчас найти квартиру — вообще не проблема. Пару лет назад было действительно иначе, и всё же возможно. У меня в свое время на поиск жилья ушел месяц. А потом я сама помогла найти жилье друзьям буквально за одну-две недели.
Как обстоят дела с работой? Понятно, что многие со своей удалёнкой в багаже переезжают. Как сложилось у тебя?
Разумеется, удаленщики есть. И, действительно, их даже большинство. Однако если просмотреть чаты «Тбилиси работа», «Батуми работа» и прочие, то работу можно найти. При этом только в каждом четвертом объявлении обязательно нужен грузинский язык, а так английский и грузинский на уровне «будет плюсом». Учителя музыки, официанты, администраторы... Всё как обычно.
Из-за вынужденного отпуска мне пришлось в 30 лет дебютировать в общепите. До этого никогда такого опыта не было. Я всю жизнь работала с текстом, бумагами, документами. И вот я захожу в кофейню и как-то невзначай: «Вам нужен здесь кто-то на работу?» Мне сказали: «Да, случайно нужен. А грузинский знаешь?»
Я сказала, что выучу. Сколько там нужно для того, чтобы кофе варить и людей понимать? 200-300 слов? Цифры знаю, буквы знаю, читать умею. Я долго стажировалась, и что меня удивило, они меня ждали. Ждали, пока я всему научусь, пока начну слушать и понимать людей, разбирать, что они говорят. И это очень классное отношение. Представьте, владелец бизнеса как-то почувствовал меня, мою ситуацию. И несмотря на то, что они могли взять какого-то студента, взяли меня. Очень по-человечески. А в первый же день мне сказали: «Мы семья».
Это в Грузии, скорее, исключение из правил или наоборот? Какое отношение к русскоговорящим?
За все время, что я здесь живу, у меня все еще «магазинный грузинский», мы это так называем. Но все местные с удовольствием переходят на русский, когда могут. Вообще, по-честному, людям по большей части всё равно. Если они вам не ответят, скорее всего, они просто не знают, что вы спросили, и всё. Когда человек знает, он точно ответит, подскажет, как пройти, куда пройти, что спросить, как сказать.
Мы здесь все смешано живём, и русскоязычный мир огромен. И здесь, и до нас, до этой волны, этот мир точно так же был огромен.
Рядом с моим городом Рустави есть ещё город Гардабани. Там вообще почти по-грузински никто не говорит. В основном в городе живут азербайджанцы, и почти все говорят на русском языке.
Какие плюсы жизни в Грузии?
Может быть, прозвучит банально, но тут так красиво, просто безумно красиво! Город, который построен среди какой-то глиняной, каменной древности, и ты абсолютно по-бытовому утром едешь на работу, и по пути вдоль реки видишь дома, торчащие с обрыва, какие-то крепости, и тут же рядом с этой крепостью стоит банкомат. Я не перестаю поражаться этим контрастам.
Ещё один плюс — грузинская кухня. Здесь невозможно вкусно, а самое удивительное — это культ хлеба! Абсолютный культ хлеба. Все всё едят с хлебом. Хлеб с солью, хлеб с сыром. Все версии хлеба. И он всегда горячий, всегда свежий в любое время дня и ночи. Здесь тысячи версий овощей и зелени, которые доступны круглый год. Плюс сезонные фрукты, которые можно просто срывать с деревьев, не покупая. Или покупая, но за копейки.
В Батуми у вас будет возможность попробовать все версии оригинальной турецкой шаурмы, потому что оттуда в Турцию можно ездить просто на маршрутке. И это тоже плюс. Местные ездят просто по своему ID, как по водительским правам. Мы — все ещё через штампик в паспорте, но если вы живете в районе Батуми, поездка в Турцию — это просто приключение на один день.
Ну и, конечно, классический фастфуд: KFC, McDonald’s, Dunkin’ Donuts, Wendy’s. Если истосковались, здесь все это в изобилии. А если повезет, в ваш заказ вам принесет очаровательный робот с бездушными глазками.
Важный плюс (не то что в Красноярске этого нет, этого мне ни Москва, ни Питер не дали) — большое количество классных концертов. Моя культурная жизнь стала меганаполненной.
Минусы
Мусор. Даже хуже, это просто срач! Отчасти я поэтому в «спальнике» своем живу, а не в Тбилиси. Мне понадобился год, чтобы как-то не быть в ужасе от того, насколько все, мягко сказать, испачкано. Люди бросают бычки, мусор, с ногами облокачиваются на уличную мебель... Но благо, Тбилиси — ну очень необычный город, глазам всегда интересно, главное — не смотреть под ноги.
Пожалуй, к минусам отнесу еще бродячих собак. Их действительно много. Но я помню, что и в Красноярске с ними беда. Только тут они как будто дружелюбнее. Если в Красноярске мне было страшно на велике ездить, то здесь я даже некоторых глажу.
Кристина, а может, обратно, в Сибирь?
В Сибирь очень хочется! Только здесь мне стало понятно, для чего нужны вот эти паблики «Мой Красноярск» и им подобные. Когда ты уехал, каждый третий-второй пост пробивает на слезинки. Я вижу, как Красноярск становится краше.
Я практически сошла с ума от фотографий нового кусочка набережной около острова Татышев. Я уже как будто бы не знаю точно, какой Красноярск сейчас, и скучаю по нему. Для протокола: у меня никогда не было установки, что всё плохо в Красноярске, но...
Но я чувствую, что глава в моей жизни под названием «Сакартвело» еще не закончена. Я люблю эту страну и новый город, и я чувствую, что этот город любит меня в ответ.
Еще один интересный факт про Рустави. Когда смотрела, какой футбольный клуб за мой город играет, я с удивлением узнала, что он называется «Металлурги». Кто любит футбол в Красноярске понимает, почему это веселый факт. Поэтому в Красноярск очень хочется, но в гости.
Сейчас у вас уже зима раскочегаривается, поэтому я точно тут еще передохну. Ребята, это большое-большое облегчение по сравнению с Сибирью, что не нужно вообще готовиться к зиме. Никак. Тебе не нужна куртка, не нужно искать ботинки, когда есть кроссовки. Это банально звучит, но это так облегчает жизнь.
Беседовала Вероника Головчиц специально для интернет-газеты Newslab
Фото из личного архива героини интервью