К эзотерике каждый может относиться по-разному. Кто-то считает ее беспросветным мракобесием и обманом, кто-то видит в «тайных знаниях» доступ к истине; а кто-то просто воспринимает эзотериков как альтернативных психологов. Вне зависимости от занимаемой позиции, очевидно, что интерес к этой сфере растет как на дрожжах: времена-то очень нестабильные. На одни эзотерические курсы россияне за год потратили 904 млн. рублей. Даже отдел «Наука» в издании «Газета.ру» все чаще не про нанотехнологии и открытия в физике пишет, а повадился тестировать разные магические услуги. Еще и телеколдун Кашпировский из 1990-х вновь объявился.
Одна магия для Москвы, другая - для регионов
Но, как всегда, подходы к популярному явлению у россиян и москвичей разные. В регионах эзотерика по-прежнему «тайное знание» в том смысле, что обсуждать это в открытую не очень принято. Тут та же ситуация, что и с темой секса: самые разнообразные практики и любовные многоугольники давно знакомы жителям даже самых дальних деревень, но на публике все будут делать вид, будто только вчера вышли из ворот духовной семинарии. Сегодня эти же люди могут свободно покупать эзотерическую литературу: одна только сеть «Читай-город» сколько всего поставляет. А свечей, алтарей, колод карт Таро полно на любом маркетплейсе. Также можно посещать семинары приезжих гуру, или местных консультантов – основная их часть теперь проводится онлайн.
Но все это по-прежнему личное дело каждого: многие не станут хвастаться на работе такими покупками и рассказывать, как сходили на выходных к гадалке или на семинар по холотропному дыханию.
В Москве совсем иная ситуация: из-за многообразия взглядов по самым разным вопросам, эзотерическое знание статус тайного почти утратило. Я уже привык, что среди моих студенток то и дело кто-то заканчивает курсы по картам Таро или рунам, и в открытую делает себе рекламу на перерывах между парами. Как-то на предмете по аналитической журналистике несколько человек вообще решили про тарологов учебный проект делать. Но лучше видеть будущее и еще зарабатывать на этом хочет не только молодежь. Один мой взрослый приятель, работающий менеджером в ювелирном магазине в ЦУМе, еще не успел сам закончить курс по картам Таро, как принялся гадать своей уборщице.
18 тысяч за магический вечер
Впрочем, не стесняются открыто проявлять интерес к эзотерике и сами клиенты. Знакомая учительница со статусным мужем спокойно рассказывает коллегам о результатах визитов к гадалкам. Одну из них она вообще на каком-то педсовете нашла: женщина, тоже учитель, в открытую агитировала дам посмотреть будущее на картах и так сформировала свою клиентскую базу. За вечер с чаепитием, разговорами и раскладами на разные темы она еще весною брала 18 тысяч рублей.
Но женщина со статусным мужем все-таки в ней разочаровалась: прогнозы перестали сходиться. Теперь она рассказывает коллегам, как на своем Volvo ездит к ясновидящим с областных рынков: по рассказам, они очень мощные и берут всего 2 тысячи рублей. По сравнению с услугами психологов и терапевтов действительно дешево, да и эффект нагляднее. Ведь одно дело прорабатывать несколько встреч свои страхи со специалистом, например, страх одиночества. И другое дело сразу услышать от прорицателя: развод не грозит, спи спокойно.
А еще интерес к эзотерике в Москве – это способ найти друзей, преодолевая социальные различия и возможность заявить о себе как о неординарной личности. Причем способ сравнительно легкий. Ведь интерес к спорту всегда нагляден, умение рисовать и петь можно проверить, а вот способности вызывать духов, наводить и снимать порчу, видеть будущее верифицировать сложно даже самим эзотерикам.
Знаю о случае, когда разнорабочий с окраины так познакомился с потомственной лингвистикой из центра. Он живет за МКАДом, на кухне у женщины с ребенком, собирает заказы на маркетплейсе и разбирается с банкротством. А его эзотерическая подруга из центра делает академическую карьеру, изучает языки, но на досуге тоже раскладывает карты Таро.
Московский магический кластер
Ничем не прикрытый спрос на эзотерические услуги рождает и предложение. Да еще какое: ходят слухи, что только одни гадалки в Москве аккумулируют до 60% всей налички. Ну, потому что для оплаты прочих услуг все давно используют онлайн-банкинг. А недавно в Сети наделало шуму интервью с каким-то кадровиком про то, как гадалок привлекают для оценки соискателей.
Если смотреть на эзотерику с экономических позиций, то можно смело говорить о наличии в столице мощного «магического кластера». Кроме кучи частных консультантов, здесь работают не меньше сотни учебных центров, есть специализированные магазины вроде «Ведьминого счастья», и даже есть свой глянец – журнал «Time magic». Это, по сути, рекламный каталог. А еще магическую тематику эксплуатируют некоторые кафе и бары. И время от времени устраиваются специализированные фестивали и ярмарки.
Из дальних углов России, все это, безусловно, выглядит как разгул бесовщины. Но при ближайшем рассмотрении все это такая же бутафория, что телевизионные магические битвы: от них не веет ни злом, ни добром, а только деньгами.
Говорю об этом, потому что сам посетил несколько подобных мероприятий и теперь воспринимаю их как бесплатные аттракционы с элементами косплея. Показательна ярмарка «Волшебница», куда первый раз пошел за аромапалочками, а второй просто за компанию. В нескольких помещениях бывшего завода «Красный Октябрь» затолкали кучу лотков с украшениями, кристаллами, черепами животных, и прочей атрибутикой. Вдоль одной из стен посадили десяток тарологов, нумерологов и астрологов, готовых за 3-7 тысяч рублей прямо в толчее предоставить вам пятнадцатиминутный экспресс-отчет о грядущем. И все это дополнялось толпой фриковатых персон по обе стороны прилавков, которые обрадовались возможности показать окружающим свои магические наряды и татухи. Со стороны – то ли празднование Хеллоуина, то ли слет ролевиков. Не более.
Помнится лет 8 назад на красноярских официальных выставках «Здоровье» эзотерика была позабористей. Кроме продажи всяких околомедицинских приборов, монастырских чаев и чудотворных сапог из оленьих шкур там и аппаратную диагностику ауры делали, и массаж с поющими чашами. Таролог и хиромант тоже присутствовали. А еще там юрта тувинских шаманов стояла, и неоязычники на сцене животворящую славянскую гимнастику демонстрировали. Хоть сразу вступай в ряды их последователей.
А какой толк от «Волшебницы»? Ритуальный нож в качестве сувенира купить, да лицо мехенди разрисовать? Та еще магия, знаете ли. Злых соседей ею не запугать: они в Москве и не такое видели!
Конец первой части магических приключений в Москве, продолжение — совсем скоро!
Кирилл Зорин специально для Newslab,
фото из личного архива автора