Расскажите, чем вы занимаетесь?
В составе группы молекулярно-генетических исследований НИИ МПС мы изучаем генетические особенности этнических групп, проживающих в Арктических территориях. Арктика — это уникальный регион, который привлекает ученых специфическими климатическими и географическими условиями.
Коренные народы Арктики сталкиваются с нехваткой медицинской помощи и свежих продуктов. Из-за этого выше риск различных заболеваний. Интересно, что население Арктики обладает уникальными адаптивными механизмами иммунной защиты. Мы исследуем ненцев, долган, нганасан и сравниваем их со славянами (русскими) для того, чтобы изучить распространенность мутаций, например, в генах лектинов.
Эти белки – компоненты лектинового пути активации системы комплемента. У нас есть иммунная система, которая защищает нас от различных бактериальных и вирусных агентов. Система комплемента – часть иммунитета, самая древняя. В одной из наших последних научных работ, мы опубликовали данные о мутациях в гене, отвечающем за синтез белка фиколина-2 у различных народов севера. Это один из белков системы защиты, которая обнаруживает патогены и запускает каскад реакций, которые помогают организму обезвредить и удалить чужеродное.
Что такое точечная мутация или полиморфизм? Генетический материал хранится в ДНК — огромной, длинной цепочке, состоящей из последовательности четырех нуклеотидов (букв генетического алфавита). Маленький участок ДНК — это ген, который кодирует образование определенного белка или фермента. В данном случае это ген фиколина-2. Если мы возьмём ДНК разных людей, то увидим, что в одном и том же месте стоят разные буквы, у одного буква С, а у другого буква Т.
Мы делаем вывод, что люди являются носителями разных вариантов гена. Эти разные варианты генов оказывают влияние на иммунную (защитную) реакцию организма, например, на воспалительный процесс при воздействии бактерии или вируса. Реакция может быть сильной или слабой, в зависимости от варианта гена.
Еще одно большое направление нашей деятельности – изучение бронхиальной астмы у детей и взрослых, особенностей вариантов ее течения, развития тяжелой формы астмы. В своей работе мы исследовали описанные выше гены у больных астмой славян, и обнаружили, что у них тоже низкая связываемость фиколина с бактериями. Это означает, что у славян больше риск возникновения обострения астмы при ОРВИ. А коренные народы Арктики — ненцы, долганы, нганасаны более устойчивы к ним.
То есть они адаптировались за много поколений?
Наше исследование подтверждает так называемую «защитную гипотезу», которая говорит о том, что арктические популяции долгое время были изолированы территориально и эволюционно гораздо позднее столкнулись с бактериями и вирусами. И поэтому их иммунитет не так «изношен». Но это лишь одна гипотеза. Это сложные эволюционные механизмы.
Как давно вы занимаетесь этой тематикой?
С момента, как я пришла работать в НИИ медицинских проблем Севера. Эти исследования входят в одну из тем государственного задания. Кроме изучения популяций, генов иммунного ответа и астмы, мы изучаем генетику онкологических заболеваний, генетику патологических зависимостей. Новое направление, которое мы развиваем – это генетика питания.
Мне вообще интересна генетика, заниматься генотипированием и получать распределение точечных мутаций, выдвигать гипотезы, объяснять полученные результаты. Лично меня удивило то, что мы, славяне из Красноярска, имеем более сниженную защиту от бактериальных инфекций.
Исследования продолжаются на множестве этнических групп для того, чтобы в конечном итоге сформировать клинические рекомендации для отдельных популяций, так как они отличаются генетическими характеристиками. Если говорить глобально – мы работаем над персонализированным подходом в медицине, основанном на генетической уникальности человека.
Результаты своих исследований мы всегда сравниваем с полученными другими учеными, выступаем на конференциях разного уровня, чтобы показывать мировому научному сообществу свою работу. Это крайне важно для объединения в научные коллаборации и получения максимально полезных данных для сбережения здоровья человека.
Вы руководитель проекта «Разработка систем критериев предрасположенности населения Арктики к заболеваниям», расскажите про этот проект.
Я стала руководителем молодежного проекта по итогам конкурса Красноярского краевого фонда научной и научно-технической деятельности и НОЦ «Енисейская Сибирь». Научным консультантом выступала кандидат биологических наук, мой руководитель Марина Смольникова. Мы работали на уже имеющейся базе образцов ДНК ненцев, долган и нганасан и выявили некоторые маркеры предрасположенности к бронхиальной астме у населения Крайнего Севера.
Что входит в обязанности руководителя проекта?
Наверное, самое главное — это отчетность. Вообще, когда у тебя маленькая команда, а нас было трое, ты участвуешь во всем. И генетические анализы в лаборатории, и обработка результатов, и написание публикаций, отчетные документации. Вообще, очень много бумажной работы.
Я человек списков, мне нужно всё записывать. Да, сейчас есть телефоны, можно всё сделать в электронном виде, но бумажные заметки я лучше воспринимаю. У меня для отчета по гранту огромная папка, и в ней каждый файлик подписан от руки, что в нём должно лежать.
Нужно было также уложиться в короткие сроки конкурса. Договор на финансирование был заключен в декабре прошлого года, а до 30 июня всё уже должно было быть сдано.
Вы еще преподаете в Базовой школе РАН. Как вам работать с детьми?
Я была удивлена, что я уже четвёртый год преподаю в гимназии №13 «Академ». Мне кажется, что я только в неё пришла. Каждый год новые ученики и это особенно интересно. Для меня важна миссия проекта Базовые школы РАН, она заключается в привлечении молодежи в науку со школьных лет. В науке, особенно в генетике, не хватает квалифицированных специалистов, которые бы ускорили ее развитие во благо здоровья человечества.
Как находить на это время?
Мне кажется, когда ты работаешь в науке, ты крутишься во всем. Не люблю слово многозадачность. Считаю, что это просто быстрое переключение между задачами. В науке приходится быть таким человеком. Тебе нужно и отчет писать, и статью одновременно, тут же тезисы на конференцию, доклад готовить, и ехать в школу вести занятия, и постоянно к этому адаптироваться, и постоянно быть мобильным. Наука — это быть мобильным во всём, в мыслях и в перемещениях. Приходится все успевать.
А дети... Я очень люблю школу РАН. Я никогда не думала, что буду преподавать. Мне казалось, когда я сама в школе училась, мне еще одноклассники говорили, что вот ты будешь учителем и кандидатом биологических наук. Я говорила нет, потому что вообще не представляла себя в этом, думала на тот момент, что я буду дизайнером, психологом, но только не ученым и не учителем. Все получилось наоборот.
Первый год в школе было страшновато, многое приходилось делать впервые. Но отличие нашей команды ученых, с кем я работаю в гимназии в том, что мы не учителя, мы – научные кураторы. То есть мы общаемся с детьми на равных, как наставники. Самое главное, что меня подпитывает — это те моменты, когда ты понимаешь, что результат есть. Поэтому школу я очень сильно люблю. И продолжаю в ней работать с удовольствием.
Вокруг медицины, в том числе генетики, много мифов и страхов. Дети дома от взрослых могут слышать разное…
В восьмом классе у нас есть тема витамины, и помню такой момент: мы разобрали эту тему, свойства витаминов и в чём они содержатся. На следующее занятие приходит ученица и говорит: мы с мамой разговаривали, я ей рассказала, в каких продуктах содержатся витамины. А то, что продается в баночках, это нужно только после консультации с врачом принимать. Есть признаки дефицита витаминов, на которые нужно обращать внимание и обращаться к врачу. И только потом принимать. То есть дети после занятий с учеными правдивую информацию несут в семью, это очень важно.
Больший отклик вызывает в девятом классе мой спецкурс «Индивидуальная научная работа». Я на этом курсе расширяю знания детей в областях молекулярной биологии, генетики, персонифицированной медицины. Мы также говорим о науке в промышленности, ведем дискуссии о биоэтике и прочем.
У каждого ученика своё мнение. Самое классное, это когда они начинают спорить друг с другом. Ты их завёл и всё, получил максимальное вовлечение в тему. Я их учу именно научной дискуссии, чтобы никто никого не оскорблял, но при этом слышал друг друга и высказывал своё мнение. У биоэтических задач есть своя цель – оставаться при любых условиях специалистом и гуманным человеком.
Вы же сейчас учитесь в аспирантуре, по окончанию у вас будет право преподавать?
Да, в высших учебных заведениях, но не в школах. Именно в аспирантуре я услышала тезис о том, что есть разные возрастные периодизации, в разные годы школьники воспринимают тебя по-разному. Сначала ты для них как мама, потом у них на первое место выходят не родители, а друзья. В этот момент, в котором я как раз и работаю, ты должен быть для них наставником. Не другом, не родителем. Чуть повыше, чем друг, умудрённый опытом, но на их волне. Так, чтобы они могли у тебя спросить о том, о чем не спросят у родителей или учителей. Им нужно, чтобы к ним относились по-другому, тогда это работает.
У вас такой живой интерес, глаза горят, дети нравятся. Учителя часто сталкиваются с эмоциональным выгоранием. Кому-то не хватает педагогических навыков, кого-то бумажная волокита подкашивает. Как со всем этим справляться молодому педагогу?
Очень хороший вопрос. Нам повезло, в школах РАН мы, ученые, так не загружены отчетностью, как учитель школы. А эмоциональное выгорание мне знакомо, но это случалось не в школе. И это может случиться в любой момент, когда ты будешь перегружен работой. Самое главное, на мой взгляд, соблюдать баланс между работой и отдыхом.
Работы у нас много, и она не заканчивается, допустим, после 5 вечера. Сейчас нас интернет разбаловал настолько, что можно написать в полночь, а ты видишь это сообщение и думаешь, надо ответить. Возможно, когда-нибудь я столкнусь с тем, что интерес к школе пропадет. Думаю, важно научиться давать себе больше отдыха, заботиться о себе. Дети, работа — это хорошо, но у тебя есть семья, дом, который должен оставаться домом.
Второе — это давать детям больше свободы. Пусть делают, пусть они ищут, учить их этому, а не делать за них. Если ты их не будешь «отпускать», они не научатся.
Как защититься от чрезмерного прессинга руководства молодому специалисту, если такое есть?
Жизнь не из одной работы состоит, и нужно расставлять приоритеты. Могут быть какие-то срочные моменты, на которые надо дать ответ руководителю. Но в большинстве случаев это все не настолько срочно, чтобы, допустим, отказываться от сна. За годы обучения в университете, работы, я поняла, что высыпаться это очень важно. Когда ты не высыпаешься – это плохо сказывается на твоём здоровье и на качестве твоей работы. Универсального совета, как справляться с прессингом, у меня нет. В каждом случае все индивидуально. Важно распределять задачи. Когда у вас есть команда, как в нашем коллективе, что-то можно кому-то делегировать.
Если говорить про научную карьеру, про ваши перспективы, как вы для себя это видите?
Вопрос, с которым я сталкиваюсь в последнее время все чаще. Я сейчас уже плотно в науке. У меня осталось два года аспирантуры. Мне нужно защитить диссертацию. Будет супер, если я сделаю это в первый год после окончания аспирантуры. Дальше работать, но уже, наверное, с повышением должности, я рассчитываю, что степень даст мне карьерные возможности. В науке ты не сидишь на одном месте. Сейчас ты занимаешься одной темой, потом будет другая. Что-то новое появилось, ты что-то где-то прочитал, зацепился, начал новый эксперимент. Куча задач, которыми ты постоянно занимаешься, и это не монотонная работа. У меня активности вообще полно: институт, школа РАН, аспирантура. Во всём этом крутишься, каждый раз что-нибудь новенькое. В школе у нас тоже научная работа, научные конференции.
Когда ты ездишь и выступаешь на конференциях, знакомишься там с новыми людьми – это открывает еще более широкие возможности самореализации в сотрудничествах с коллегами. Поэтому из карьерных перспектив — это работать в науке, защищать диссертацию. Насчёт защиты докторской пока не думала, мне кажется, мне хватит кандидатской. Как большинству, наверное. И также, наверное, продолжать работать в школе, развивать это дело.
Материал подготовлен при поддержке гранта Минобрнауки России в рамках федерального проекта «Популяризация науки и технологий», фото предоставлено КНЦ СО РАН.