Главная
>
Статьи
>
Культура
>
«Надо помочь молодым реализовать себя»: красноярский кларнетист об акустике залов и подсказках коллегам

«Надо помочь молодым реализовать себя»: красноярский кларнетист об акустике залов и подсказках коллегам

04.12.2024
2
Александр Михеев
Фото: красноярская филармония

Во сколько начинается работа оркестра?

Общая репетиция начинается в 11 часов утра — ровно в это время в зал входит дирижер. Поэтому нам надо всем сесть на настройку за 10 минут до этого. Бывают еще индивидуальные занятия. Тогда приходить нужно раньше, допустим к 9:30.

Репетиции проводятся в три «заезда», каждый из которых длится около часа. Между ними еще перерывы по 15-20 минут. Для подготовки концертной программы в среднем необходимо 6 общих репетиций. При этом по каждой программе проводятся групповые репетиции. Иногда концертмейстеры групп назначают дополнительные в зависимости от готовности музыкального материала.

Но и этим все не заканчивается – после общей репетиции музыканты готовятся к предстоящему концерту индивидуально. Это может быть и на дому, в институте искусств, в детских музыкальных школах. Многие коллеги, в том числе и я, еще преподаем. Я работаю в институте искусств, в двух музыкальных школах и еще в двух колледжах. То есть у меня ученики — от самых первых звуков до послевузовского образования.

Есть ли у музыкантов оркестра такое понятие, как обед, и существуют какие-то особенности в еде, связанные именно с работой?

Конечно, обед у нас есть. В филармонии есть столовая, где можно нормально поесть. Ограничений у меня лично нет. Обычный человеческий режим, ничего особенного. Разве что более плотный обед перед концертом, так как ужин будет поздно. 

Во сколько заканчивается рабочий день музыканта?

Если концерта нет, можно уйти около трех. А если концерт, то он начинается в 7 вечера и заканчивается около 10. После этого мы переодеваемся, сдаем одежду в гардероб или убираем в свой шкаф в гримерке и идем домой.

То есть концертные вещи вы домой не берете?

Фото: красноярская филармония

Нет. У нас здесь костюмерный цех, который за всем следит. Сейчас у каждого артиста по два костюма. Один «парадный» — для концертов на площадках филармонии, а второй мы используем на выездах. Внешне они почти не отличаются, оба красивые и элегантные.

Дома готовитесь к концертам?

Бывает, но редко. У меня же еще сын-музыкант, играет на фаготе. С этого года он тоже в нашем оркестре.  Так что дома можем позаниматься, если концерт сложный.

Соседи у нас нормальные, хорошо реагируют. Но оглядка на них сковывает. Поэтому чаще мы идем в музыкальную школу, где я работаю. Она рядом с домом, всегда можно найти свободный класс. Там уже можно позаниматься в полную силу, в полный голос.

Сложно «выключить» преподавателя, когда вы в оркестре?

Я долгое время исполнял обязанности концертмейстера группы, так что там преподавательская задача тоже была. Нас в группе 4 человека, нужно было готовить их к концертам. Сейчас я передал бразды правления своему ученику, он уже учебу закончил и у него уже есть свои ученики.

Я считаю, что нужно молодым давать дорогу, я себе уже все заработал, все возможные звания — Заслуженный артист России, профессор. Молодому поколению музыкантов – тем, кто сейчас в полном расцвете творческих сил, необходимо помочь себя реализовать.

Я, конечно, подсказываю иногда своему ученику меру звучания, тонкость в штрихе, динамический, темповой момент или эмоциональное состояние. Остальным музыкантам в нашей группе тоже могу советовать, хотя бы потому, что я опытнее, уже 36 лет работаю в оркестре. Но подсказки возможны в узком кругу деревянных духовых инструментов: молодому флейтисту или гобоистке, сыну, который рядом тоже сидит. А вот к скрипачам мы не лезем никогда, да и «медникам» не советуем. Можем только похвалить, если отлично сыграли.

Как распределяется рабочая нагрузка у музыкантов?

У нас есть график, по которому музыканты участвуют в репетициях и на концертах. В этом стараются соблюдать баланс, чтобы примерно одинаковое время было отработано, чтобы нагрузка была равной. Но это не значит, что человек не работает — пока у него концерта нет, он готовится к следующей программе.

Какова роль дирижера в оркестре?

Я пришел работать еще при Иване Всеволодовиче Шпиллере. Он был, конечно, в какой-то мере диктатором. Да и другие знаменитые дирижеры — тоже диктаторы. Но эта должность того требует, без этого нельзя.

Дирижер набирает состав, ведет репертуарную политику, интерпретирует произведения. У него самый дешевый «инструмент» (палочка стоит 100 рублей против, например, фагота, цена которого — 4 млн рублей), но он самый важный человек в оркестре, на нем вся ответственность.

Фото: красноярская филармония

Сейчас оркестр часто работает с другими дирижерами. Тяжело это?

Все от человека зависит, от его опыта, профессионализма, темперамента, его обаяния, в конце концов. На мой взгляд, это очень полезно, так как дает возможность увидеть разное прочтение одного произведения. Каждый дирижер вносит что-то свое.

Бывает какой-то «разбор полетов» после концертов?

Нет. Может быть только на концерте: если ты здорово сыграл, тебя поднимут, покажут зрителям.

Где легче играть в Красноярске? В каком зале?

Я приехал в Красноярск из провинции в 1989 году и очень восхитился нашей филармонией. Мы тогда работали только в Малом зале, в Большом концерты не проводились, кроме редких исключений.

Мы привыкли к этому залу, хотя акустика в нем не идеальная. На репетиции одно звучание, а когда публика заполняет зал, немного все иначе акустически. Когда начали играть в Большом зале, сначала очень сложно было, но теперь там поставили «ракушку» (специальная изогнутая твёрдая поверхность, которая устанавливается  позади сцены, чтобы отражать и усиливать звук - прим. редакции), что значительно улучшило акустику и дает более удобное ощущение своего места в оркестре.

Но все же наши залы достаточно хорошие и мы с коллегами знаем, как в них надо играть. Хотелось бы, чтобы появился зал, созданный с привлечением специалистов-акустиков, которые создают современные пространства. Но пока у нас такого нет.

Зато по условиям для музыкантов, на мой взгляд, наша филармония — одна из лучших в стране. Это мнение разделяют и приезжие оркестранты.

Есть какие-то ритуалы у музыкантов?

Я православный человек и не признаю никаких ритуалов. Разве что, если у меня ответственное соло, я могу встать в уголок, перекреститься и попросить поддержки у Господа.

Кто-то берет ноты и садится на них, чтобы точно хорошо сыграть. Но ведь не от этого зависит качество твоей игры!

Как отдыхаете?

Когда идет учебный год, между концертами может быть перерыв, но учеников полно. Это, конечно, не отдых, но преподавать мне очень нравится. А в каникулы езжу на рыбалку и на дачу.

Обязательно хожу на концерты, когда кто-то приезжает. Причем не только академическую музыку слушаю, также люблю джаз и другие направления.

Фото: Красноярская краевая филармония

Какие советы вы даете ученикам, чтобы настроить их на концерт?

Важно, чтобы не было никаких стрессов, готовиться нужно всегда на позитиве. Я советую: не болтай, силы экономь, продумывай заранее все свои действия.

Без волнения не обходится никто — ни ученик, ни опытный музыкант, ни дирижер. Нужно уметь это волнение подавлять и стараться себя выразить, сыграть так, чтобы показать себя с лучшей стороны. Это я не только ученикам советую, но и сам так поступаю. Мне помогает многолетний опыт. «Встал на волну», отыграл первую минуту, а потом появляется уверенность. . И именно в этом большое удовольствие для музыканта. Всё остальное зависит от подготовки. Она говорит о твоем уровне. Как готовился, так и показал себя.

Беседовала Анна Кравченко специально для Newslab

Рекомендуем почитать