
Первое в Красноярске отделение социальной реабилитации для больных наркоманией открылось несколько недель назад на ул. Вильского, 7а. Красноярка Галина — одна из тех, кто пришел сюда, чтобы познакомиться с местом и людьми, которые в нем работают. Хотя у нее и не химическая зависимость, а алкогольная. Сейчас Галине 40 лет, а употреблять она начала еще в школе — сначала пиво, затем напитки покрепче. Постепенно состояние опьянения стало для нее нормой жизни.
«Последние шесть лет я пила каждый день круглосуточно — на работе и дома, утром и ночью. Когда я просыпалась, мне не нужна была чашка кофе. Мне нужен был алкоголь. В общем, запои были жесткие. Я одна пила, не в компании. Это стало образом жизни, моим допингом. В трезвом состоянии было невозможно находиться. Я чувствовала тревогу, раздражение, было ощущение, что все на меня смотрят. Я выпивала, и казалось, что снова все кайфово», — делится Галина.

В то время женщина работала администратором в строительном магазине. С собой брала коньяк. От него, по словам Галины, не было сильного перегара, поэтому начальство «не палило».
«Я кодировалась раз девять, но делала это не для себя. Для сына, для родителей, которые говорили, что им надоело видеть меня пьяной, для работы. Я знала, что мне ничего не будет от этого укола, я не умру от него. Бывало так, что после кодировки в тот же вечер шла опять пить. На гипноз ходила, это тоже не помогло», — вспоминает Галина.
Последний запой женщины кончился осознанием того, что она находится в тупике.
«Я поняла, что просто ноль в этой жизни. Меня уволили, я потеряла доверие сына и родителей. У меня не было ни документов, ни паспорта, ни СНИЛСа, ни трудовой. Я все это потеряла, пока была пьяная. В последний раз, когда я напилась, у меня сильно поднялось давление. Я позвонила в Красноярский наркологический диспансер и сказала, что мне нужна полноценная медицинская реабилитация», — говорит Галина.
Сейчас женщина хочет закончить лечение, найти новое поддерживающее окружение, которое поможет не сорваться. Она собирается прийти в центр социальной реабилитации, чтобы не оставаться в одиночестве.

«Это может стать вашим полудомом, давайте его так назовем. У нас есть множество направлений, где вам будет интересно: скандинавская ходьба, рукоделие, психологическая мастерская, обучение компьютерной и финансовой грамотности. Больше десяти разных клубов. Вы же молодые, надеемся, найдете что-то по душе», — такими словами встречает гостей Людмила Варыгина, директор комплексного центра социального обслуживания населения «Железнодорожный».
Получателями социальных услуг могут стать те, кто прошел курс медицинского лечения в наркологическом диспансере. При этом не нужно переживать о сборе или восстановлении документов, чтобы заключить договор с центром — со всем помогут специалисты.

Социальная реабилитация будет проводиться в полустационарной форме. Здесь человек может получить юридическую и психологическую поддержку, помощь в поиске работы, обучении новым навыкам и открытии своего дела по соцконтракту. Кроме того, встретить друзей или даже вторую половинку.
«Наша задача „подхватить“ человека после медицинской реабилитации. Раньше человек после шесть месяцев в стационаре выходил оттуда, и больше им никто не занимался. Мы хотим помочь ему плавно адаптироваться к обычной жизни в обществе. Ведь много тех, кто жил раньше не в Красноярске, а в крае. Есть те, кто ни разу не был в музее, в театре, потому что в раннем возрасте подсели на наркотики и больше ничего, кроме них, не видели. Такое удовольствие мы получаем, когда осознаем, что являемся проводниками в мир здоровой, красивой и насыщенной жизни», — говорит Людмила Варыгина.
Сроки реабилитации определяют индивидуально. Человек может приходить в центр тогда, когда ему удобно, будь то ежедневно или несколько раз в неделю.
В отделении будут помогать и членам семей наркозависимых. По словам Людмилы Варыгиной, важно «правильно встретить» человека после лечения.
«Прежде всего, близкие должны понимать, как работает психика человека с наркозависимостью. Не нужно кричать, если он, не дай бог, встретился со старыми употребляющими друзьям или сорвался. Не нужно говорить: „Ах ты, такой-этакий, мы надеялись, ты исправишься, ну, и иди обратно“. Эмоциональная поддержка много значит для человека. Если ее нет, то он либо уходит в себя, либо к старым друзьям. Будем работать с семьей, чтобы они понимали и правильно оценивали свои возможности и возможности родственника, прошедшего реабилитацию», — объясняет Людмила Варыгина.

Важность семьи для социальной реабилитации подтверждает и психолог центра Наталья Шошкина. Иногда близкие, сами того не замечая, могут поспособствовать возвращению человека к зависимости. Например, предлагают выпить «за окончание лечения» или дают деньги, которые их родственник тратит на вещества.
«Человек только сформировал осознанное поведение, а такие предложения подталкивают к сомнениям: „Все ведь пьют, но они же живы“, „Может специалисты были не правы“, „Сегодня выпью, завтра не буду“. Как правило, это не работает. Выпил раз, два, снова попал в реабилитационный центр. Чтобы предотвратить рецидивы, нужно работать с семьей и рассказывать, как себя вести с близким, прошедшим лечение», — считает Наталья Шошкина.
В России только начинает развиваться направление социальной реабилитации для нарко и алкозависимых.
«Это новое для нашей отрасли направление. Очень важно помочь человеку не вернуться к пагубной зависимости, показать выход из сложившейся ситуации. Оказание услуг по социальной реабилитации больным наркоманией — это также одна из форм работы по профилактике социального сиротства и сохранению семей в рамках пилотного спецпроекта „Вызов“, стартовавшего в нашем регионе в конце прошлого года», — говорит Ирина Пастухова, министр социальной политики Красноярского края

По словам Людмилы Варыгиной, одной из самых сложных задач может стать привлечение людей в центр, потому что в болезни сложно признаться. Однако каждому человеку здесь будут рады.
«Мы уже вас полюбили и будем ждать!» — говорит директор центра уходящим гостям.
Одна из женщин обнимает Людмилу на прощание и говорит ей, что она классная. А еще — обещает, что обязательно придет.

Работа центра решает сразу несколько задач, обозначенных в новых нацпроектах «Семья» и «Продолжительная и активная жизнь», — это поддержка и помощь в сохранении родственных связей для тех, кто попал в беду, и создание условий для оптимальной медицинской реабилитации.
Подробную информацию о работе отделения можно уточнить по телефону 7 (391) 218-00-47 или посмотреть на сайте комплексного центра социального обслуживания населения «Железнодорожный».