В ролях: Гай Пирс, Жан-Клод Дрейфус
История о двух братьях – тиграх, лишённых семьи и свободы, разлучённых и вновь обретших друг друга. Сюжет вполне достойный индийского кино, но воплощённый на экране европейцами, иначе тиграм пришлось бы петь и танцевать и в обязательном порядке обзавестись одинаковыми родимыми пятнами, без которых невозможен счастливый финал по-индийски. Рассказывать о приключениях и злоключениях двух тигрят, в неволе получивших имена Кумал и Санги, не имеет особого смысла, но всё же…
Действие разворачивается в джунглях Французского Индокитая, отца тигрят убивает на развалинах древнего храма известный английский охотник и расхититель древностей Айдан МакРори (Гай Пирс), после чего в руках людей оказывается сначала один, а чуть позже – во время охоты на их мать, организованной всё тем же МакРори, – и второй тигрёнок. Кумал попадает в цирк, а Санги сначала к сыну колониального чиновника Нормандена (Жан-Клод Дрейфус), а потом в зверинец местного принца. Без особого ущерба для зрительского интереса можно было бы в паре строк уместить пересказ и финальной части картины, но всё-таки воздержусь, по большей части потому, что взрослый зритель без особого труда сможет предугадать развитие сюжета, который не отличается ни сложностью, ни оригинальностью.
Впрочем, ни то, ни другое оказывается не так уж и необходимо фильму, если рассматривать «Двух братьев» как детское кино, взрослым в этом случае остаётся лишь любоваться поразительными видами джунглей и, конечно же, красотой и изяществом главных героев – больших и сильных кошек.
Именно на тиграх сконцентрировано всё внимание режиссёра, первая часть фильма вообще сводится исключительно к показу того, как умилительные и забавные тигрята едят, играют, познают окружающий мир. Это настолько похоже на документальные ленты из жизни животных, что в какой-то момент начинаешь ждать, когда же за кадром появится голос Николая Николаевича Дроздова. И в дальнейшем, на протяжении всего фильма тигры предстают перед нами в исключительно выгодном свете, складывается ощущение, что этим животным вовсе не свойственна жестокость (пусть даже необходимая для выживания), скорее даже наоборот – мы видим звекрей, которым присуща вся гамма человеческих чувств, включая любовь и дружбу.
Заметно, что Жан-Жаку Анно, выступающему не только в качестве режиссёра, но и продюсера и сценариста картины, эта тема очень близка и тигры ему значительно интереснее, чем люди. За их крупными планами теряется не только сюжет, сведённый к весьма – не побоюсь повториться – банальной истории, но и актёры-люди.
Они оказываются зажатыми в рамках плоских, почти карикатурных образов. Жесткий и бывалый охотник МакРори, перерождающийся на наших глазах, жестокие циркачи, циничный и корыстный чиновник Норманден, и даже его сын Рауль, испытывающий самые нежные чувства к одному из тигрят, – персонажи, можно сказать, хрестоматийные и при этом, к огромному сожалению, почти пустые, не вызывающие ни сопереживания, ни неприязни.
Люди на экране воспринимаются как не слишком желанное, но неизбежное сопровождение для восхитительных тигров, столь искренних и естественных, что люди оказываются лишены малейшей возможности сравниться с ними. Нельзя не отметить, что тигры показаны в фильме на таком приближении и с таким изяществом, которые делают честь и режиссёру и оператору, но в первую очередь, конечно же, дрессировщику Тьерри Ле Портье, блестящей работой которого (и его подопечных) и придётся наслаждаться зрителю на протяжении всей картины. Иных значимых достоинств – кроме тех, что непосредственно связаны с тиграми – здесь не наблюдается, поэтому фильм остаётся только лишь красивой историей для детей, не претендуя при этом на место в одном ряду с классическими лентами в этом жанре.
Александр Спасов