Главный государственный ветеринарный инспектор Красноярска
Родился 15 февраля 1951 г. в Боготоле (Красноярский край).
В 1968-73 гг. – обучался на ветеринарном факультете Красноярского сельскохозяйственного института (первый выпуск).
В 1973-80 гг. – совхоз «Частоостровский» Емельяновского р-на, главный ветеринарный врач.
В 1980-84 гг. – краевой ветеринарно-санитарный отряд, старший ветеринарный врач.
В 1984-93 гг. – совхоз «Таежный», главный ветеринарный врач.
В 1993-96 гг. – Маганское подсобное хозяйство ОАО «КРАЗ», старший ветеринарный врач.
С 1996 г. – главный государственный ветеринарный инспектор Красноярска. Начальник городской станции по борьбе с болезнями животных.
Заслуги: заслуженный ветеринарный врач РФ (2002 г.), неоднократно награждался почетными грамотами и благодарственными письмами краевой и городской администраций.
Семейное положение: женат; имеет сына и дочь.
Увлечения: спорт, «Самое большое увлечение – собирать значки, у меня их почти десять тысяч!».
Сергей Леонидович, Ваше отношение к так называемому «кетаминовому скандалу».
Я считаю, что использование кетамина должно быть лицензировано, это же наркотик, и он должен быть на особом учете. Над этим должен работать Госнаркоконтроль совместно с ветеринарной службой. Обязательно нужно регламентировать хранение препарата и его отпуск. Что же касается красноярских лечебниц, то мы не используем кетамин, у нас есть другие хорошие препараты. В Красноярске из восьми частных лечебниц только одна «Багира» выразила желание работать с кетамином, и мы не препятствуем.
Вы себе сразу выбрали жизненный путь или были сомнения? Не хотелось освоить героическую профессию, БАМ покорять, в космос лететь?
Я долгое время прожил в деревне с бабушкой, у нее было хозяйство: и корова, и куры. Мне с детства пришлось ухаживать за животными. В пятом классе я переехал в Красноярск, а любовь к животным, видно, осталась. И поэтому когда я окончил 10 классов, пошел учиться на ветеринарного врача. Факультет ветврачей в сельскохозяйственном институте только что открылся, и я был в первом наборе.
И Вам никогда не хотелось изменить свою жизнь, свою направленность?
Нет, не хотелось. Более того, в институте я занимался вольной борьбой под началом Дмитрия Миндиашвили. Передо мной встал вопрос: продолжить заниматься спортом профессионально или идти по ветеринарной стезе? И я сделал выбор в пользу ветеринарного дела, где работаю уже 31 год и об этом не жалею.
Государственная ветеринарная служба, которую Вы возглавляете, инспектирует предприятия пищевой промышленности. Есть ли предприятия, нарушающие ветеринарные нормы?
Разумеется, есть. Проще работать с крупными предприятиями: у них если и есть недостатки, то они быстрее устраняются. Мелкие предприятия контролировать сложнее.
Думаю, многим читателям будет интересно узнать, на каком из красноярских рынков сейчас безопаснее всего покупать свежее мясо?
Лучший вариант – покупать там, где есть лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы, которые подчиняются нашей службе. Всего у нас в городе таких рынков двенадцать, среди которых Центральный рынок, Новая Взлетка, Злобинский, рынок возле левобережного ГорДК и т. д. Всю продукцию, которая туда поступает, будь то мясо, рыба или курица, осматривает ветеринарная лаборатория, делает анализ.
Бывают ли у вас случаи, когда вашим сотрудникам за выдачу справки о том, что продукт прошел ветконтроль, предлагают взятки?
Такого у нас нет. Работу ветлабораторий на рынках проверяет ветнадзор, а сотрудники лабораторий дорожат своими местами. Ежегодно агроуниверситет выпускает порядка сотни ветеринарных врачей, и из них, по крайней мере, половина желает остаться в городе, поскольку далеко не все деревни сейчас перспективны. В Красноярске огромная конкуренция, поэтому сотрудники нашего ведомства четко соблюдают дисциплину.
Как ваша служба взаимодействует с санэпиднадзором?
Мы сотрудничаем не только с СЭС, но и с рыбинспекцией, торговой инспекцией, с Госстандартом, проводим совместные экспертизы и рейды.
Сергей Леонидович, расскажите, есть ли у Вас дома животные? Сам ли Вы их лечите?
У меня живет собака породы черный терьер, по кличке Цусима. Она достаточно крупная – весит 35-40 кг. У нас в семье Цусима живет около 10 лет, и сейчас уже стала практически членом семьи. Мы делаем ей прививки, особенно от бешенства. Иногда я сам ее лечу, но обращаюсь за помощью и к своим коллегам.
Вы можете спросить у любого ветеринарного врача: у всех, особенно у лечебников, обязательно есть домашнее животное, иногда и не по одному.
То есть на работе вашим сотрудниками не хватает общения с животными, обязательно свои должны быть?
Не обязательно. Но большинство ветеринарных врачей имеют домашних любимцев. На работе у ветврачей – профессиональное отношение к животным, а дома - для души.
У Вас на рабочем столе лежит логотип компании, изготавливающей корм для кошек «Вискас». Как Вы относитесь к тому, что многие люди дают домашним питомцам готовые корма?
Кормить нужно разнообразно! Когда в России появились корма типа «Вискас», «Педигри», кое-кто стал кормить ими животных постоянно. Да, это проще: не надо готовить, две горсточки кинул из мешка - и порядок. Но, как и люди, собаки и кошки должны есть натуральное мясо, овощи и молочные продукты.
При кормлении готовыми рыбными кормами надо соблюдать особую осторожность: они вызывают образование камней в почках и мочевом пузыре. У нас есть коллекция камней, извлеченных во время операций – например, у небольшой собачки извлекли камень с кулак!...
Все это так, но в то же время реклама навязывает нам готовые корма как источник абсолютно всех микроэлементов, витаминов и питательных веществ. Каково Ваше мнение как ветеринарного врача?
Естественные продукты не заменишь ничем. Готовые корма не делаются из чистого мяса и овощей: как правило, это какие-то отходы, кости, ливер.
Еще очень вредно перекармливать животных. Иногда в нашу лечебницу принесут кошку или собаку: что на ноги поставь ее, что на бок положи – толщина одинаковая! (смеется). Так что все избыточное нашим любимцам вредно так же, как и человеку. По нашим наблюдениям, пищевые привычки хозяев непременно сказываются и на их животных: если человек полный, то и собака у него будет толстой, перекормленной. Через три-четыре года совместного проживания все это уже можно видеть.
Давайте поговорим о лечебной стороне работы ветеринарной службы. Сотрудничаете ли вы с Красноярским цирком?
К нам приезжает много гастролирующих коллективов, работающих с животными. Наши сотрудники осматривают зверей и в случае необходимости делают вакцинации. В цирке есть свой врач, но он в одиночку не может справиться, скажем, с буйволом, у которого необходимо взять кровь на анализ.
Кроме цирковых животных, к нам привозят обезьян, с которыми работают фотографы в Центральном парке. Всем животным выдаются паспорта, куда вклеивается фотография, и вписываются все проведенные анализы. Для чего нужны фотографии? Да чтобы животных не подменили! А то с этим паспортом может быть сегодня один зверь, а завтра другой. Так же поступаем и с частными лошадьми, которых по Красноярску насчитывается около 60-ти. Если вы катаете своего ребенка на лошади, смело можете требовать у хозяина паспорт животного.
Сейчас люди держат в своих квартирах практически любых животных, кроме, пожалуй, слонов (смеется). Как-то к нам пришли с большим попугаем ара. Когда мы стали расспрашивать его хозяйку, хрупкую девушку, как и где она его держит, она ответила: «У него комната отдельная, и он поломал все, что можно было сломать».
Как-то обратились к нам в лечебницу две женщины-лилипуты. У них были гастрольные номера с животными и в том числе с удавом, длиной метров 5 или 6. У удава обнаружилась опухоль в челюсти, и никто не брался сделать операцию по ее удалению: все-таки редкое экзотическое животное. Двое наших молодых врачей решили попробовать, полистали книги - и сделали!
Но после операции удаву нужно было оставаться под наблюдением, а хозяйки его уже должны были уезжать в другой город. Пришлось его оставить у нас. Некоторое время удав жил у нас в помещении аптеки. А к 3-летнему юбилею «Роева ручья» решено было подарить удава парку. Он до сих пор там живет, поправился, потолстел. Его назвали Клеопатра - это оказалась самка.
«Роеву ручью» мы время от времени оказываем спонсорскую помощь: отправляем туда мясные отходы для кормления зверей.
Сергей Леонидович, я знаю, что у Вас большая коллекция значков, расскажите поподробнее про нее.
Началось это очень давно. Я был совсем маленьким, когда отец начал приносить домой значки, заинтересовался и очень увлекся коллекционированием. Тогда были популярны марки, но мне больше понравились значки. Сейчас их у меня уже больше 10 тысяч. Основную часть коллекции я собрал в молодые годы, даже ездил за значками в Москву, мне отовсюду их привозили родственники и знакомые, я менялся с другими коллекционерами.
Все значки разложены по тематике: «города», «спорт», «космос» и так далее. Хранится все это в специальном ящичке на планшетах, обтянутых тканью. Сейчас я ими практически не занимаюсь, лежит как реликвия: открою, посмотрю – и назад. Дети мои значками, к сожалению, не увлекаются.
Сергей Леонидович, обобщите: какие качества необходимы человеку, который собирается стать ветеринарным врачом?
Ветеринарное дело – работа тяжелая, грязная, часто опасная, а оплачивается не столь уж щедро, и поэтому ветврачи – преданные ревнители своего дела. Их приверженность профессии перерастает порой в хорошем смысле в фанатизм, и поэтому тот, кто хочет стать ветеринарным врачом, необходимы следующие качества: самое главное - любовь к животным, терпение, внимательность не только к питомцам, но и к их хозяевам, стремление повышать свой профессиональный уровень и ничего не бояться.
Беседовала Татьяна Сальникова