Главная
>
Статьи
>
Разим Абасов: «Съезд строителей – инструмент решения государственных задач»

Разим Абасов: «Съезд строителей – инструмент решения государственных задач»

02.07.2007
0

Председатель Союза строителей Красноярского края


Разим Абасов

Разим Магарамович, Союз строителей в Красноярском крае появился еще в 1993 году. Изменились ли с тех пор его цели и задачи? Оказывает ли он влияние на строительную отрасль края?

Цели и задачи всегда обусловлены состоянием общества на настоящий момент. 14 лет назад на повестке дня для всех стоял один вопрос – выжить, а вопроса, что делать через год, два или три просто не ставилось. Сейчас, в силу того, что наше общество задачу выживания фактически решило, в адекватной ему стадии развития находятся и строительные компании. Они занимаются развитием инвестпроектов, обеспечением достаточного количества жилья, и стоят далеко идущие планы на 10-15 лет вперёд.

Союз является для компаний первой внешней средой: создаёт понятные ориентиры, формулирует общие задачи, которые стоят перед отраслью в целом, выстраивает отношения с властью, чтобы отстаивать интересы компаний.

На сегодняшний день власть – и федеральная, и краевая – находится в состоянии постоянного диалога с Союзом, который обеспечивает достаточно комфортное проживание бизнеса на этой территории.

4 июля в Красноярске открывается Съезд строителей Сибири. Почему выбран именно наш город?

Первый съезд строителей Сибири прошёл в 2006 году в Омске и больше был съездом обозначения задач. Предполагалось собирать съезд строителей раз в два года, но жизнь активно диктует новые требования. Причём даже не бизнес толкает власть, а власть толкает бизнес к более активному взаимодействию.

Съезд строителей стал одним из инструментов решения государственных задач на территории Сибири. Федерация ставит национальные приоритеты, одновременно растёт и собственный бизнес компаний. Задачи быстро меняются, на них нужно моментально реагировать. Красноярский край для проведения Съезда был выбран как раз как быстро реагирующий на изменения жизни. Работа краевого Союза в этом плане очень активная, а руководство края – инициативное. Многие процессы на территории Красноярского края уже стали эталонными не только для Сибири, но и для всей России.

То есть власть через Съезд строителей рассказывает о потребностях общества?

Она уточняет задачи, хочет понять, насколько реализуемы эти задачи через строителей. Строители, в свою очередь, хотят понять, насколько реальны задачи власти. Съезд дает возможность, как говорится, почувствовать друг друга и через это получить некую уверенность, скорректировать задачи в ту или иную сторону.

Каковы основные темы предстоящего съезда?

Съезд, конечно, будет обсуждать весь спектр существующих проблем. Первая часть съезда будет посвящена внутристроительной сфере. Это кооперация на территории строительных компаний, более открытая зона бизнеса в Сибирском федеральном округе. Конечно, будет продемонстрирован потенциал Красноярского края, его широкие возможности.

Но нельзя забывать, что спортсмены, имеющие равные весовые категории, являются соперниками, но не являются врагами. Поэтому, если вдруг появляются какие-то крупные проекты, которые могли бы консолидировать силы участников строительного рынка из других регионов Сибири, они тоже должны использоваться. Строительная кооперация – это прописная истина, которая существовала при советской власти, нужно это восстановить и работать сообща.

Мы будем обсуждать технические задачи, которые стоят сугубо перед строителями. Взаимоотношения с властью. Несовершенство законодательства. Грядущие законодательные акты, которые могут ударить по нам, если мы не будем готовы.

Проанализируем весь пакет законодательных актов, те проблемы, которые застопоривают строительный процесс.

А цены на жильё будут обсуждаться?

Наверно, это станет предметом обсуждения, потому что среди тем круглых столов есть вопросы финансирования строительства под эгидой ипотеки, проектного финансирования. Цена – это всего лишь реакция на возможности или покупателя, или продавца. Она является барометром, который показывает, кто что может. Если мы сбалансируем спрос и предложение – будет реальная цена. Если нет – то будет та цена, которая сложилась в результате неправильно выстроенного финансирования и без учёта возможностей компаний.

С развитием ипотеки увеличился спрос на жильё и, соответственно, поднялась цена…

Я много раз говорил, что нерегулируемое вваливание больших объёмов денег на строительный рынок обязательно приведёт к росту цены, потому что нужно соизмерять увеличение объёмов жилья и увеличение спроса. А что такое ипотека – это увеличение спроса.

Но ведь все хотят иметь свою квартиру!

Тогда нужно было предусмотреть этот бешеный спрос. Ипотеку даём, а проектное финансирование осталось позади.

Сейчас это начинают понимать, но проектное финансирование отстает в разы от ипотеки. Народу даём ипотеку чуть ли не под ноль процентов! Берите где хотите, а проектное финансирование – это сложная вещь, которая по полгода решается. Если бы можно было – и сейчас мы к этому приходим – взять в банке деньги и под залог площадки построить дом, тогда можно что-то решить. Но это только финансовый вопрос. Законодательство поставило барьеры, не усовершенствован механизм конкурсной продажи площадок. Это привело к тому, что готовых оформленных к продаже площадок очень мало. Механизм продажи площадок тоже не отрегулирован. Любая компания, даже не профильная, может покупать площади для спекулятивных целей, а потом их продавать втридорога строителям.

Соответственно, Союз строителей вместе с властью ведёт диалог, чтобы резко увеличить количество площадок, предлагаемых строителям для возведения жилья. Не только в Красноярске, но и в крае. Не будет этого – любое количество денег ничего не даст, потому что по закону нельзя строить. Это вот сочетание мер и есть путь к урегулированию цены.

Не могу не спросить о ваших прогнозах по стоимости квадратного метра жилья к концу года.

Чуда не бывает. Стоимость материалов повышалась в разы, а цена росла незначительно, соответственно, вымывалась та добавочная стоимость, которая оставалась строителям, рентабельность.

Государство должно участвовать в регулировании цены не только конечного продукта – самого жилья – но и материалов. Полумонопольная цементная промышленность, металл – основные составляющие.

Мы прикладываем все силы для стабилизации рынка. Сегодня, например, встречаемся с руководителями кирпичных заводов, которые сами заинтересованы, чтобы Союз строителей участвовал в процессе сдерживания цен.

Это всего лишь прогноз и моё пожелание – если сегодня основные показатели материально-технического снабжения будут стабилизированы, то прогноз роста – 10%, не больше.

Самые проблемные места в строительной отрасли Сибири, Красноярска и края?

Нужно решать проблему с цементом, который находится в дефиците. В этом году проблема будет частично решена за счёт введения в эксплуатацию Ачинского цементного завода, «Сибирский цемент» ещё один завод введёт. Металл – также решаемая проблема. Как только металлисты поднимут цены, начнём возить металл из Монголии (улыбается). Главной проблемой для крупной компании является не сиюминутные проблемы, а больше кадровый вопрос. В первую очередь, качественная подготовка инженерно-технического состава. Конечно же, с увеличением объёмов строительства понадобится больше рабочей силы. Это не катастрофа, вопрос решаем. Но государство должно вести постоянный диалог по поводу формы присутствия иностранной рабочей силы на территории Красноярского края. Чтобы разрушить фобию, которая существует у населения, о том, что понаедут китайцы, кавказцы, кто-то ещё, власть должна обеспечить такие условия, чтобы люди приехали, поработали и уехали. И во время этой работы должно быть жесткое сопровождение, чтобы рабочая сила не вступала в конфликт с населением, соблюдала правила. Качество рабочей силы также имеет большое значение.

А бюрократические препоны?

К моему удовольствию, к Союзу, который сам проявляет активность, бюрократы относятся с большим уважением, и понимают, что против общественных организаций нет смысла бороться. Но в то же время само общество, союз, или группа компаний сами должны быть высокоинтеллигентными, чтобы огульно не обвинять власть во всех проблемах, а вести предметный диалог

Контролирует ли Союз своих участников, может ли «отчислить за плохое поведение»? Например, недавний случай с одной строительной фирмой, построившей дома в Октябрьском районе Красноярска, которые затем суд признал незаконными.

Я могу так сказать: бывает, с частью подписанных документов руководители делают шаги чуть раньше. Нельзя однозначно обвинять руководителя этой компании. Он, между прочим, одним из первых понял проблему подготовки площадок заранее, и как настоящий бизнесмен, приглашает строителей на уже готовую площадку, в которую вложил деньги.

Несмотря на то, что формально он не совсем прав, мы будем за него бороться. По определению, Союз строителей должен отстаивать своих. Но если его члены ведут себя некорректно, мы должны об этом им напомнить. И напоминание заключается не в том, чтобы исключить, «поставить им двойку» или ещё что-нибудь – а выразить публичное отношение. А публичное отношение к компании – это очень страшное оружие, и поэтому мы его из ножен почти не вытаскиваем.

Прецеденты такие были?

Фактически нет. Даже когда была компания «Градстрой» во главе с Ефимом Рабинером, которая обманула много дольщиков. Мы не критиковали их, а брали и решали проблемы. Члены Союза строителей достроили 28 домов. Это фактически никто и не отметил, ни в прессе, ни в обществе. Могу сказать, что это огромные деньги, издержки компании. Это та позиция, за которую строителей Красноярского края нужно уважать. И инвесторы должны быть им благодарны за это.

То есть, вы подставили плечо своим коллегам?

Не то, чтобы коллегам, мы подставили плечо инвесторам, которые могут доверять строителям Красноярского края.

Получается, «дикий» строительный рынок остается в прошлом?

Что вы, в Красноярске давно нет «дикого» рынка

Нравится ли вам сегодняшний облик Красноярска? Что в нём хотелось бы изменить?

Мне больше нравится, как этот облик меняется. Облик Красноярска мне всегда нравился, этот город для меня лично стал второй родиной. Я здесь живу уже 24 года. Столица края меняется на глазах. Конечно, хотелось бы, чтобы изменения происходили только в качественном плане, но иногда тиражируются объекты вчерашнего дня, потому что они до сих пор являются хорошими инструментами для вложения денег. Хотя понимаю, что удовлетворить потребности такого большого и растущего города, как Красноярск, только за счёт новых продуктов просто не удастся, поэтому с проблемой приходится мириться.

Ну, а за образец что можно считать? Как бы вам хотелось, чтобы застраивали город?

За образец хотелось бы взять дома, которые нравятся жителям Красноярска.

Перенимаете ли опыт строительства из-за рубежа?

Могу совершенно уверенно сказать, что практически всё, что есть в современном мире, воплощается на строительных площадках Красноярска.

Вы живёте в доме собственной постройки?

Да, живу в доме собственной постройки, и даже работаю в доме собственной постройки.

А сами лично что-то проектируете, строите?

Даже в личной жизни процесс строительства является моим главным увлечением. Потому что при правильном подходе более творческого занятия, чем построить свой дом, придумать сложно. Помимо того, что я руковожу компанией, иногда вникаю в более частные мелкие проекты и живу их жизнью. Я участвую и в проектировании, и в строительстве объектов для души. Это дома, небольшие гостиницы в Красноярске и за его пределами, на примере которых можно реализовывать какие-то крупные проекты. Для этого привлекаются очень талантливые итальянские дизайнеры с мировой известностью. Это самое настоящее творчество, и иногда мы чувствуем, что наши подходы являются не такими старыми, как кажется.

Конкретные проекты не раскроете?

Обязательно скоро узнаете.

Беседовала Татьяна Рыгина

Рекомендуем почитать