Ну ладно — а теперь давайте перейдём к киномузыкальной ночи. Я вообще думал, что этот пост нужно будет писать в основном из междометий — ну и да, так практически всё и вышло, грандиозно почти получилось. В какой-то момент мы с нашим тайским другом Танатчаем сидели, пялились на сцену, и он выдохнул «Невероятно, что тут такое происходит, у нас такого никогда не бывает». Я честно его заверил, что у нас, в общем, тоже.
Тут вот какая штука — с таким лайн-апом международных в том числе артистов не стыдно было бы жахнуть в каком-нибудь продвинутом месте не то что Москвы, а и какого-нибудь Нью-Йорка, наверное. Понятно, там бы это не было сюрпризом — но смотрелось бы всё равно достойно. А для Канска это вообще всё равно, что стратегический бомбардировщик на провинциальный аэродром с разгона бухнуть — мегатонное какое-то событие. Ну, и я лично могу немножечко гордиться тем, что красноярские участники мероприятия смотрелись, может, и не на одном уровне с приехавшими монстрами, но всё равно весьма и весьма достойно.
Открыли мероприятие красноярские девушки из театра современного танца «Навигация тел». У них был довольно славный танцевальный перформанс, насладиться которым полностью лично мне мешала выбранная ими музыка — там был постоянно повторяющийся кусок длиной минуты в 3, с таким нарастающим эмоциональным накалом, и когда его тебе предлагают пять раз подряд прослушать, как-то стирается осмысленность. Вот когда у них был момент без музыки, в котором они начали лопать воздушные шарики — вот это было ого-го как здорово. У меня за спиной сидел Андрей Кислицин и внимательно выступление смотрел, потом сказал «А хорошие». Поддерживаю специалиста.
Дальше были наши ребята из «Пикапики ТеАрт», отыграли хорошо и здорово. Причем там было забавное совпадение — весь вечер для тех музыкантов, у кого не было собственного видео, картинки делал московский ви-джей Алекс Рофф, и попадал он порой просто феноменально. Для «Пикапики» он сразу же выдал набор картинок из старого немого кино, причем местами это был прямо Мельес, под которого они уже играли не раз. Сам Рофф, кстати, выступал следом, у него был небольшой инструментальный сет поскрипывающего минимал-техно под собственные картинки — музыка была хорошая, немного отдавала Plastikman’ом, что, в общем, отличная рекомендация (Сам Алекс, правда, потом признался, что Plastikman’а не слушал, от чего стал казаться ещё круче).
За Алексом выступал Николай Льговский, бывший барабанщик группа Алексея Айги «4:33». Он играл звуковое сопровождение к немому фильму Жермен Дюллак «Священник и раковина». Дюллак была в числе первых сюрреалистов в кино, и фильм у неё замечательный — там чётко видно, что огромное количество всего, за что мы считаем разных современников крутыми режиссерами, было придумано безумцами вроде неё ещё на заре кинематографа. Музыка Льговского была соответствующая — гулкая, немного тревожная, мощная. Играл на ударных с вкраплениями записанных синтезаторных партий и эффектов — и такого минимализма хватало для довольно мощного эффекта. Отдельно, кстати, хотелось бы отметить, что Николай был одним из самых позитивных людей на всём фестивале — неизменно в хорошем настроении, с постоянной доброжелательной улыбкой, готовый в любую секунду впрыгнуть в любую работу и помогать всем подряд, он был одним из тех, от кого можно было в любую секунду получить мощную энергетическую подпитку. За что ему невероятных размеров спасибо.
За Николаем вышли Алексей Борисов и Ольга Носова — и они меня, признаться, немножко застали врасплох. Я по прошлым проектам Борисова ожидал какого-то электронного терроризма — но он вместо этого он взял гитару, Ольга села за барабаны (они вообще, как-то вышло, были ключевым инструментом всей ночи), и они вместе дали такой хмурой, сосредоточенной импровизационно-свободно-шумовой рок-музыки, довольно мощной и здоровской, но какой-то немного односторонней, что ли. Играли они где-то в районе получаса — и это был именно тот хронометраж, который был нужен; дольше уже началось бы ощущение, что над тобой какой-то изощренный и не очень приятный эксперимент проводят. Хотя не знаю, может, это только мне показалось — сзади меня сидела пара, которая почти весь сет Ольги и Алексея самозабвенно целовалась.
Ну, а потом была главная бомба — японцы Sax Ruins. Кто не знает, это такой проект ветерана японской нойз-сцены барабащника Тацуя Йошиды — у него в своё время была группа Ruins, состоявшая из него и басиста, а в этом проекте он играет с саксофонисткой Риоко Оно. Он, кстати, параллельно выступает и сам, под вывеской Ruins Alone — так вот, нам в Канске досталось, можно сказать, сразу три в одном, потому что выступление Sax Ruins состояло из трёх отделений; сначала Ruins Alone, потом Риоко alone, а потом уже Sax Ruins, так сказать, all together. И мамочки мои, как же это было здорово! Это была сбивчивая, бешеная, меняющая направление каждые несколько секунд атака звука, такая осколочная звуковая бомба дикой радости. Причём круто, что каждому из них не нужно никакой помощи со стороны, чтобы добиться такого эффекта — и Ruins Alone, и сольное выступление Рико звучали совершенно феноменально, а вместе они и вовсе всх добили; это был такой как будто взбесившийся биг-бэнд, который при этом пропускали через реактивную мясорубку, обалдеть просто. И вот что главное — понятно, такая спазматическая, неудержимая музыка часто проходит по классу именно нойза, но в ней не было ни грамма той деструктивности, что часто свойственная таким вот экстремальным экспериментам. Наоборот, было сиящее, чистое бешеное счастье.
Дальше вышли красноярцы из Fuzzwords — что, наверное, было актом великого гражданского мужества, подниматься на сцену после такого выступления Sax Ruins (особенно для саксофониста Миши Епончинцева). Отыграли они, тем не менее, очень славно — атмосферно и красиво. Особенно они понравились нашему прекрасному тайскому другу Танатчаю Бандасаку — прямо больше всего остального. Альфонсо Помеда, сам электронщик, тоже впечатлился талантами ребят.
Дальше мне, увы, пришлось собираться в сторону гостиницы, ибо было уже 4 часа ночи — так что я пропустил и феерические выступление Германа Виноградова вместе с Борисовым и Носовой, под которое канские ребята принялись прямо перед сценой скакать и играть в волейбол оставшимися после «Навигации тел» воздушными шариками, и часовой сет Альфонсо под классический фильм «Человек с киноаппаратом». Но, право — впечатлений и так было выше крыши. Огромное спасибо всем, кто это придумал и сделал, а также всем, кто туда приехал и сыграл. Вы все — герои, так и запишите.
Осталось ещё сказать несколько слов об итогах фестиваля, и на этом можно будет переходить к водным процедурам обычному режиму вещания. Собираясь с силами для последнего рывка, Сергей Мезенов