Более трех лет назад в Красноярском крае заработал закон, который обязал всех чиновников иметь высшее образование. День «Ч» сначала установили на 1 июля 2011 года, потом перенесли на 1 октября. Сейчас все сроки вышли, и оказалось, что половина всех муниципальных служащих университетов так и не кончали.
Как есть
Вот был закон и был. Никто особо про него не вспоминал. Но тут в мае этого года как гром прогремел: до 1 октября всем муниципальным служащим края придется сдать квалификационные экзамены. Кроме того, одно из требований — наличие высшего образования. В случае если муниципальные служащие не сдадут экзамен, им не будет присвоен классный чин, что значительно уменьшит размер существующего сегодня денежного вознаграждения.
Май явно был каким-то требовательным месяцем. В то время, когда в Красноярске вспомнили про образованность чиновников, то же самое произошло и в Пермском крае. Только там к делу пришлось подключать региональную прокуратуру и суд. Именно Верховный суд поддержал пермских прокуроров, посчитавших, что руководители муниципальных органов власти Пермского края должны иметь высшее образование. При этом против этой нормы выступали как раз депутаты местного Законодательного собрания.
Впрочем, о красноярском законе вспоминали еще раньше. Так, в марте 2010 года глава Вознесенского сельсовета Березовского района поинтересовался у парламента о новых нормах. В комитете Законодательного собрания края по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества ему пояснили: «муниципальный служащий в течение трех лет, т.е. с 1 июля 2008 года по 1 июля 2011 года, должен предпринять меры, а именно, поступить учиться в высшее учебное заведение, если в соответствии с законодательством для замещаемой им должности установлено требование о наличии высшего образования. В случае непринятия мер он подлежит увольнению с муниципальной службы по результатам аттестации, как лицо, не соответствующее замещаемой должности».
Ситуация на местах
Глава Дзержинского района края Дмитрий Ашаев разложил ситуацию по полочкам. Он признался — профессия чиновника в глубинке абсолютно не престижна. И сейчас он может потерять последних кандидатов, «которые и так на честном слове держатся».
— Муниципальные служащие — это ведь не конкретно администрация района. В этом плане у нас все нормально, укомплектованность практически 100 %, — говорит Ашаев. — Если и есть чиновники без высшего образования, то они как раз сейчас заканчивают обучение, закон это предусматривает.
Глава района подчеркнул — при аттестации, если чиновник, например, главный специалист, но без высшего образования, он становится просто специалистом и теряет в зарплате.
— В райцентре с этим попроще, потому что здесь есть выбор. Основная беда у нас по поселениям в сельских советах, где категорически нет никакого выбора, — признается Ашаев. — На съезде представителей муниципалитетов главы рассказывали, что вот сейчас проведут аттестацию, и в глубинке вообще работать будет некому. Ответственность большая, контролирующих органов масса, прокуратура «стрижет», а тут еще и без образования они по должности на ступень ниже будут и потеряют в зарплате, которая и так в три раза меньше, чем у сельского учителя. Кому это понравится?
Он добавляет: «Мы глав муниципальных образований-то не можем найти на выборные должности и без требований иметь высшее образование, а тут...».
При этом Ашаев понимает, что закон есть, и его, конечно, нужно исполнять. Но как, пока не знает. — Я согласился бы с ним в том плане, если бы он касался только районных властей, но когда это касается маленьких сельских муниципальных образований, то достаточно трудно людей найти. Маленькие зарплаты, большая ответственность, отсутствие жилья. Служебное жилье у нас ведь давно забыто. Было бы оно, был бы нормальный доход, может, и ехали бы в глубинку.
В Каратузском районе края дела обстоят, по заверению главы Владимира Саара, совершенно иначе, нежели в Дзержинском. — Был довольно долгий переходный период — года три. В моем районе проблем по этому поводу нет. Кто не желал учиться, мы их просто уволили и все — у нас таких было два человека. Я когда пришел на работу в район, то сразу проверил качественный уровень образования работников. В других районах есть проблемы, решить которые можно привлечением молодежи. Но для этого нужны условия на местах.
Один из тех депутатов, кто голосовал за этот закон, а после следил за тем, как он реализуется — Александр Симановский — признается, что проблема с исполнением есть: 50% муниципальных служащих не имеют высшего образования.
— Закон хороший, безусловно, но его исполнение требует комплексного подхода — и строительства жилья, и создания инфраструктуры, — размышляет он. — Ну, не можем мы сейчас уволить 50 % служащих в деревнях. Сейчас, по крайней мере, закон работает в том плане, что перестали принимать на должности муниципальных служащих без соответствующего образования.
Учитывая трудности, которые существуют с исполнением закона, краевые парламентарии намерены уже на этой неделе обсудить поправки. Зампред Законодательного собрания Алексей Клешко поправляет коллегу Симановского: «Цифра 50% верна, но для сельских поселений. На уровне районов все хорошо, там проблем нет».
— Пока нет итогового решения по поправкам в закон, но мы думаем в том направлении, что если у чиновника сельского есть 10-15-летний опыт работы, то он может продолжать трудиться в своей должности. Мы получили больше полусотни предложений с мест.
При этом депутат просит муниципальных служащих, что называется, не расслабляться, услышав о поправках. Высшее образование может и перестанет быть обязательным, но совесть-то чиновникам все равно нужно иметь.
Александр Зотов, интернет-газета Newslab.ru