В Красноярском крае пересмотрели подходы к работе дорожников с целью сделать ее максимально социально ориентированной. Изменения в идеологии стали продолжением политики губернатора Льва Кузнецова. Его лозунг «Край, в котором хочется жить!» дорожники дополнили словами «Дороги, по которым хочется ездить».
Меняем подходы
Сегодня передвижение по некоторым дорогам Красноярья едва ли вызывает удовольствие. Это результат разрозненной дорожной политики, которая существовала в регионе десятилетиями, считает министр транспорта Красноярского края Захар Титов.
— Человеку безразлично, кому принадлежит автодорога, и кто ее обслуживает. Выходя из дома, ему хочется спокойно выехать со двора, без проблем миновать внутриквартальный проезд, попасть на городскую магистраль, а если понадобится, выехать на краевую или федеральную трассу, — говорит министр. — Поэтому, перед нами стоит задача интегрировать всю транспортную систему, а это более 40 тысяч километров автодорог, в единое пространство, после чего выработать консолидированную политику, стандарты и подходы к своей работе.
В краевой целевой программе «Дороги Красноярья на
— Край пошел на это, понимая, что муниципальные автодороги — это бремя, а часть средств, которые мы могли бы направить на краевую дорожную сеть, вынуждены будем тратить на города и поселки, — говорит руководитель Управления автомобильных дорог по Красноярскому краю Сергей Ерёмин. — Но у нас нет другого выхода. В некоторых муниципальных образованиях дороги в таком состоянии, что если сегодня не обратить на них внимания, то завтра будет уже поздно.
Но главы городов и поселков по-прежнему несут ответственность — как перед краевыми властями, так и перед населением за качество местных транспортных артерий, поскольку муниципалитеты являются получателями субсидий из краевого «Дорожного фонда» на ремонт и содержание дорог. В ДЦП «Дороги Красноярья на
— До этого было так: муниципальное образование через фонд финансовой поддержки получало средства на содержание автодорог, а дальше происходило перераспределение этих средств внутри района. И деньги, которые были выделены на дороги, зачастую до них не доходили, — говорит Титов. — Сейчас эта система кардинально изменилась — средства должны уйти целевым образом именно на дороги.
Были переведены в краевую собственность и межпоселенческие дороги (2,5 тысячи километров), которые находились на балансе муниципальных образований. По ним, как правило, курсируют регулярные автобусные маршруты и осуществляется перевозка школьников. Сегодня задача краевых дорожников — обеспечить транспортную доступность населенных пунктов. Одновременно с этим специалисты занимаются разработкой стандартов по содержанию улично-дорожной сети и методик расчета норматива затрат.
— Есть базовые технологические операции, которые необходимо проводить для поддержания дорог в безопасном состоянии, — говорит Сергей Ерёмин. — Порой, в районных центрах, мы сталкиваемся с тем, что «содержание» — это в лучшем случае, откинуть снег с дороги. А весной там разводят руками, мол, дорогу размыло, помогите!
Чтобы этого не происходило, ориентиром для глав муниципальных образований скоро станут документы, в которых будет прописано, что включает в себя «содержание улично-дорожной сети» и из чего формируются затраты на эти цели. При этом в «КрУДоре» подчеркивают, что расценки на каждый из видов работ будут едиными по всему краю.
Анализ и диагностика
Для создания единого транспортного пространства предполагается активно использовать и инновационные разработки и технологии. В частности, для обеспечения безопасности дорожного движения будет продолжено развитие комплекса метеорологических станций на региональной сети автодорог. Уже сегодня восемь метеостанций установлено на автодороге Красноярск—Енисейск и две — на трассе Ачинск—Ужур—Троицкое. В ближайшее время сеть метеостанций планируется увеличить.
По словам министра транспорта Красноярского края Захара Титова, у нас очень хорошо отлажена система диагностики. Специалисты отрасли знают, в каком состоянии находится каждый метр дорожного полотна из 14,5 тысяч километров региональных автодорог, когда там в последний раз проводился ремонт, и когда планируются следующие мероприятия. Однако, учитывая сегодняшние объемы финансирования дорожной отрасли, мы вынуждены расставлять приоритеты. И чтобы избежать ошибки или лоббирования чьих-то интересов, планировать работы как на ближайшую, так и на долгосрочную перспективу будет компьютерная геоинформационная система (ГИС), в которую заложены все технические параметры дорожной сети края. ГИС — это электронная база, привязанная к карте, где представлены все элементы дорожной инфраструктуры, начиная от интенсивности движения транспортного потока, заканчивая данными по состоянию того или иного участка автодорог и коммуникаций. Все это в ближайшее время будет сформировано в единой электронной базе, что позволит оперативно принимать соответствующие решения и готовить информацию для решения первоочередных задач.
— Это вовсе не значит, что мы доверимся только технике, — подчеркивает Захар Титов. — Список, который выдаст машина, сначала проанализируют специалисты-дорожники, а затем к обсуждению о необходимости дорожных работ подключат жителей Красноярского края. У каждого будет возможность одобрить или раскритиковать наши планы, а также внести свое предложение. То есть мы учтем все параметры — и технические, и социальные.
«Планов громадьё»
В ближайшее время краевым дорожникам предстоит реализовать еще несколько крупных проектов. Это строительство
— Сегодня, на наш взгляд, базовым стержнем в части дорожной инфраструктуры должно стать развитие правого берега Ангары, ведь круглогодичного транспортного сообщения там сейчас нет, — считает Ерёмин. — Идеально было бы увязать мост через Ангару с п. Мотыгино, далее с автодорогой Красноярск-Енисейск и выйти на мост через Енисей в районе п. Высокогорский. Тогда появится новый магистральный каркас, который не зависит от ледовых переправ.
Пока же жители Мотыгинского района чтобы попасть, например, в Красноярск, должны преодолеть три водных переправы. Зимой это «ледовки», летом — паром. А в межсезонье здесь бездорожье.
В партнерстве с бизнесом
Еще одно направление, над которым работают краевые дорожники — это развитие частно-государственного партнерства, как, например, сотрудничество с компанией «Сибуголь». А золотодобывающая компания «Соврудник» сама вышла с инициативой заключить соглашение об участии в финансировании, ремонте и строительстве автодорог.
— Это яркие примеры того, что представители бизнеса понимают роль автомобильной дороги, равно как и то, что бизнес сегодня должен помогать государству, — говорит Захар Титов. — Поэтому, частному бизнесу необходимо выделять дополнительные средства на модернизацию дорожной сети.
Аналогичные соглашения о частно-государственном партнерстве в ближайшем будущем будут заключены с владельцами рудных и лесоперерабатывающих комбинатов, а также с компаниями, которые вывозят с делян лес.
— Работы впереди много. Но если подходить к выполнению своих обязанностей системно и сообща, то с любой задачей можно справиться, — резюмировал министр транспорта Захар Титов.
Елена Позднякова