Массовый поход депутатов и чиновников на сегодняшнюю сессию Законодательного собрания был понятен. В рамках заседания перед народными избранниками должен был выступить губернатор края Лев Кузнецов с отчетом о работе правительства в 2011 году. Второй немаловажный вопрос — принятие «антиферросплавного» закона, который, по заверению властей, поставит крест на амбициях компании «ЧЕК-СУ.ВК».
Общий сбор
Они давно не были так собраны. Во всех смыслах этого слова. Все предельно серьезны, всех много как никогда. Задние ряды кресел зала заседаний были практически полностью укомплектованы. Даже начальник краевого спорта, туризма и молодежной политики Сергей Гуров объявился, хотя некоторые еще вчера, после сообщений об обысках в минспорте, отправили его в бегство в Венгрию — мол, он узнал, что будет следующим, вот и собрал чемоданы. Собственно, из министров отсутствовали только Пашков и Титов. Но не было их по объективным причинам.
Между главой правительства Виктором Томенко и его замом Андреем Гнездиловым в кресле Кузубова сидел мужчина лет
Компанию членам правительства и важному гостю составили главный полицейский края Антонов и защитник жителей региона, в том числе и от сотрудников полиции, Марк Денисов. В зале также присутствовал исполняющий обязанности главы Красноярска Эдхам Акбулатов, а на балконе, отданном представителям СМИ, с самого утра вахту нес депутат городского Совета Андрей Селезнев.
Отчет
Часовой доклад Кузнецова по настроению не отличался от его предыдущих докладов. Единственное — он был более полным и содержательным. Губернатор затронул максимум тем, важных для края — и здравоохранение, и образование, и спорт, и промышленность... Традиционно после доклада каждой из фракций дали возможность задать по два вопроса.
Олег Пащенко от имени «Справедливой России» поинтересовался у Кузнецова — не значит ли увольнение главы администрации Василия Кузубова и скандалы с министрами Титовым и Пашковым началом «показного разгрома исполнительной власти»? По словам Пащенко, рейтинг и губернатора, и Усса, и даже самих депутатов падает просто катастрофически, а спасти ситуацию может только прямое обращение главы края к народу. В ответе губернатора прозвучало, что «никакого заговора или атаки против высших должностных лиц края нет», но все необходимые, с точки зрения правоохранительных органов, проверки будут проводиться самым тщательным образом.
Молодой депутат-коммунист Владимир Седов, как будто бы совсем не услышав только что выступавшего Пащенко, завел ровно ту же волынку про «увольнения и скандалы». Может, конечно, человек и впрямь переживает, но как-то очень это похоже на попытку попиариться самому на «горячей» теме.
— Возьмем Титова. Лев Владимирович, скажите, пожалуйста, вы конкретно, когда принимали его на работу, знали, что он осужден? И по каким критериям формировалась ваша команда, если там оказался неоднократно привлекаемый Титов? — гневно вопрошал Седов.
По-хорошему, Кузнецов запросто мог бы напомнить новоиспеченному ревнителю законности Седову, как тот сам бегал от службы в армии, но он, как ответственный руководитель, встал на защиту своих подчиненных. Что же до министра транспорта, по словам губернатора, «несмотря на то, что у него были в ранней молодости какие-то вопросы, реальной судимости нет, и это проверялось всеми. Вопрос заключается в другом: даже если у нас человек когда-то оступился, мы не имеем права и не должны ставить ему черную метку».
Анатолий Быков спросил у губернатора про офшоры, явно имея в виду компанию «Русал».
Кузнецов рассказал, что встречался с руководством компании и обратил его внимание, на то, что есть большие вопросы с точки зрения эффективности налоговой политики и ее справедливости. Поэтому понимая, что вопрос офшоров — это важная составляющая федерального центра и учитывая позицию президента, мы вместе с депутатским корпусом получили большой стимул для того, чтобы провести тотальную ревизию не только «Русала», но и других компаний, чтобы максимально жестко и точно регулировать эти вопросы, заключил губернатор.
Вслед за вопросами последовали «суждения» и «мнения». Депутат Черных заявил, что нужно заниматься «изучением биологического состояния среднего красноярца», Зырянов спросил об иске компании МРСК, Марина Добровольская поинтересовалась, чем планирует губернатор Кузнецов запомниться жителям края в исторической перспективе.
Но по-настоящему зажег еще один коммунист Петр Медведев, который буквально вымолил у Усса двухминутное выступление. К сожалению, привести его дословно из-за крайней сумбурности не представляется возможным.
— Ну, посмотрите, что творится?! — вопрошал зал Петр Петрович — Березовский район на взрыве, Емельяновский взрывается, Большая Мурта, Уярский, Туруханский, Ермаковский, Манский, Минусинск... Море жалоб идет...
Виновником «разрушительной политики» по итогу депутат объявил замглавы администрации края Сергея Пономаренко, с которым «ни переговорить, ни поговорить... а его сегодня поставили исполняющим обязанности!».
Кузнецов оставил стенания Медведева без комментариев.
После этого был объявлен перерыв, и через пять минут в кулуарах Заксобрания депутаты-коммунисты Медведев и Бедарев были замечены обнимающимися с вышепоименованными Пономаренко и Линьковым.
Подвиг со скукой
После перерыва заседание вот-вот должно было продолжиться. Не хватало только спикера Усса и его заместителя Валерия Семенова. Как только последний вошел в зал, к нему обратился Петр Медведев.
— Валерий Владимирович, уже 10 минут! Где наш председатель? Что с нашим председателем?
— Ты его до ручки довел! — добродушно ответил Семенов.
Самым ярким событием второй половины заседания стало выступление и.о. главы Красноярска Эдхама Акбулатова. Предложенные им изменения в закон «Об окружающей среде» были приняты единогласно, не прибегая к электронному голосованию. Председатель комитета по экологии Александр Симановский в своем выступлении поблагодарил за работу коллег, городские власти и депутатов городского Совета. Но слов благодарности в свой адрес Андрей Селезнев, все это время сидевший на балконе, не услышал. Он уснул.
После принятия изменений депутаты не проявили никаких эмоций, как будто запретили строительство не целого завода, наделавшего столько шума, а ларька на окраине Красноярска.
Фото Александра Паниотова