Год прошел, а воз и ныне там. В мае 2011 уполномоченный по правам человека в Красноярском крае Марк Денисов шокировал и пугал региональных депутатов фактами. Некоторые народные избранники тогда даже с мест своих от возмущения вскакивали. Новый состав ЗС, слушая о несоблюдении прав, был не столь эмоционален.
По-правильному доклад называется «О проблемах реализации конституционных прав и свобод граждан на территории Красноярского края в 2011 году». Однако ж его впору называть летописью регионального беспредела.
Охота на ведьм
Уполномоченный подчеркнул, что слухами и сплетнями не пользуется. Основа его работы – обращения жителей Красноярского края, которых в прошлом году было более двух с половиной тысяч. Но эта большая цифра – гораздо меньше тех, что были в предущие четыре года. Денисов отметил, что люди стали меньше жаловаться по социально-экономическим вопросам, несоблюдению трудовых прав. Последняя тема оказалась намного шире строчки в докладе.
- На фоне раздутой в стране кампании по борьбе с педофилией, федеральным законодательством в феврале 2010 года были внесены изменения в статьи трудового кодекса, - ввел в курс дела депутатов Денисов. – Введен запрет на работу в образовательных учреждениях всех лиц, ранее подвергавшихся уголовному преследованию. В течение всего 2011 года ко мне поступали обращения от работников образования. Из 18 обратившихся только один был ранее судим за сексуальные домогательства, еще один – за жестокое обращение с детьми. Кто-то вообще не судим – дела были закрыты по примирению сторон либо по малозначимости. Однако эта новация в трудовом законодательстве в том и заключается, что для увольнения сотрудников теперь не нужно решение суда, достаточно того, чтобы человек преследовался в уголовном порядке, то есть наличие факта о возбуждении уголовного дела.
Денисов рассказал, что у него есть обращения от работников образования, чей конфликт с законом произошел 19 и даже 31 год назад. Сейчас они уволены, «несмотря на свои заслуги, звания лучшего учителя года, регалии, грамоты, уважение коллег, учеников». Еще один занимательный факт – за месяц руководитель отдела образования одного из дальних районов края должен был по представлению прокуратуры уволить 28 работников учреждений образования.
- Убежден, что это охота на ведьм не имеет ничего общего ни с защитой прав детей, ни с конституцией Российской Федерации, - заключил Денисов.
Анализируй это
Многие вопросы, несколько лет терзавшие жителей края, в прошлом году потеряли актуальность. Например, социальная поддержка населения. С ней стало все более-менее по-честному, если делать выводы из количества обращений к уполномоченному. Зато вот с правом на жилье по-прежнему беда-беда.
- Около 18 % обращений граждан посвящено этой теме, - заявил Денисов. – Это значит только одно – меры, предпринимаемые властями в сфере жилищной политики, недостаточны. Еще одна зона напряжения – бесплатная юридическая помощь.
Выступающий с трибуны далее выдал очень любопытную информацию. Впервые был проведен анализ того, на кого жалуются жители края. Оказалось, что более половины всех обращений граждан возникают после контакта с федеральными структурами или их территориальными представительствами. Около четверти – после контакта с муниципальными властями. Более 6 % занимают в списке краевые структуры.
- Показательно, что, жалуясь на действия или бездействие федеральных чиновников, граждане в 36 % случаев не могут точно определить, какое точно должностное лицо или орган виноват в нарушении их прав… Это похоже на то, когда ребенок говорит «больно», а где болит – сказать не может.
Среди федеральных «виноватых» Денисов выделил суды, налоговую… И привел пример. «Федеральная налоговая служба обнаружила, что ветеран-железнодорожник из Уяра, используя ведомственную целевую льготу, получил прибавку к своему доходу аж на 276 рублей. А налог с этой суммы – 36 рублей – не оплатил». Опоздав с платежом, пенсионер получил еще и штраф в тысячу рублей. Эту историю Денисов утряс, штраф пенсионеру скостили.
Права силовиков
Не мог обойти Денисов и тему нарушения прав силовыми ведомствами – четверть от всех обращений. «По тюремному ведомству количество жалоб сократилось на 4 % к уровню 2010 года, по следственным органам – на 36 %, по наркоконтролю – на 42 %. А вот полиция дала прирост на 10 %. Это вообще противоход».
- Я не оцениваю достоверность этих сообщений, но даже если допустить, что 221 письменное, заверенное подписью обращение – это ложь и клевета, то встает вопрос: почему клеветать на полицию в 2011 году жители края стали больше чем в 2010-м и охотнее, чем на другие силовые структуры? Причем вдвое увеличилось количество обращений граждан о применении полицейскими пыток.
Не обошелся Денисов без примеров. Полицейские пинают молодых парней, после чего у одного произошел разрыв почки. Другие сотрудники бьют так, что у задержанного «вытекает глаз»… Виной всему, по словам уполномоченного, реформа милиции-полиции.
- Полиция оказывает налогоплательщику госуслугу по предоставлению безопасности. И налогоплательщик справедливо задается вопросом о соотношении цены и качества. И это соотношение сегодня, когда полицейский получает в три-четыре раза больше, чем учитель, на порядок хуже. Красноярск еще никогда не видел митингов, пикетов, сельских сходов, на которых граждане бы выражали недоверие правоохранительным органам. Это новация последнего времени.
Эпилог
Для некоторых Марк Денисов словно красная тряпка. Самый популярный вопрос – а в чем смысл его работы? Не защищая и не отстаивая. Просто статистика, которую он сам же и озвучил.
В 2011 году к уполномоченному и его коллегам обратилось около 5 тыс человек. В 12 % случаев права заявителя удалось отстоять, 36 заявителей из ста получили «весомую юридическую помощь» , 13 % - вне компетенции уполномоченного, в 17 % нарушение прав не выявлено. Каждая пятая жалоба имеет долгосрочный характер и остается в работе. Каждому сотому заявителю отказано в рассмотрении.
Фото Александра Паниотова