Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Интернет падает в цене

Интернет падает в цене

Красноярские интернет-провайдеры с каждым годом снижают стоимость доступа в интернет для своих абонентов. Вместе с тем возрастают скорости соединений и появляются все новые дополнительные услуги на основе интернета. А к 2019 году местные операторы связи обещают сделать территорию всего города зоной свободного Wi-Fi-доступа.

Местный интернет-рынок близок к насыщению

Каков на сегодня уровень проникновения интернета в Красноярске? Точно ответить на этот вопрос не может никто. По словам руководителя управления информатизации и связи администрации Красноярска Андрея Карасева, количество абонентов широкополосного доступа (ШПД) в интернет в городе на 1 июля 2012 года составляло 336 тыс. Однако чиновник оговаривается, что эта цифра приблизительная.

— Статистика «гуляет», поскольку определенный процент абонентов постоянно перетекает от одного оператора к другому. Плюс к тому, отсутствует единая отраслевая методология подсчета абонентов, не проводятся крупномасштабные исследования телекоммуникационного рынка. У города на эти цели денег нет, поэтому мы вынуждены пользоваться данными различных фондов и самих операторов, что не совсем правильно, — признает Карасаев. Так, например, он озвучил, что городская абонентская база ШПД ежегодно увеличивается примерно на 45 тыс. пользователей. Между тем, ряд провайдеров отмечают аналогичный годовой прирост только собственных абонентских баз.

Если верить самим операторам, то местный интернет-рынок постепенно близится к насыщению. Например, по данным национального оператора связи — «Ростелекома», уровень проникновения ШПД в Красноярске достиг на данный момент 69%. Хотя в других территориях края провайдерам еще есть, где развернуться — уровень проникновения там составляет 28%.

Передел рынка не закончен

Одна из главных тенденций последних лет на рынке интернет-провайдинга — укрупнение компаний. Крупные игроки поглощают мелких, средние сливаются и становятся крупными и т.д. Этот процесс начался около четырех лет назад, когда в Красноярск стали активно приходить федеральные телекоммуникационные холдинги. Они и спровоцировали передел рынка. Масштабная «купля-продажа» компаний затихла только год-полтора назад. К этому времени ряды местных игроков заметно поредели. Конкуренции с федералами не выдержали даже некоторые лидеры тогдашнего рынка, например, KrasLan и Vzletka.net. Тем не менее, прогнозы о полном вытеснении и поглощении местных компаний федеральными не оправдались. Примеры тому — «Орион Телеком» и «MAXIMA». Эти компании не сдали своих позиций, и сегодня не уступают федеральным операторам ни по количеству абонентов, ни по уровню сервиса.

— Не секрет, что с приходом к нам федералов все местные провайдеры получали от них предложения продать бизнес. Кто-то побоялся конкурировать с более крупными и опытными компаниями и предпочел уступить свои активы. Мы решили продолжить работать самостоятельно. В принципе, сейчас мы располагаем всеми необходимыми ресурсами, чтобы противостоять федеральным конкурентам: обеспечиваем то же качество и объем услуг — телефонию, интернет, телевидение, — заявляет коммерческий директор Группы компаний «MAXIMA» Евгений Тютрин.

При всем этом, процесс укрупнения компаний на местном рынке продолжается, он просто замедлился и стал не таким явным, говорят операторы. Тот же Тютрин признался, что «MAXIMA» за последний год поглотила трех небольших провайдеров.

— Дело в том, что прошел период массовой, без разбора, скупки конкурентов. Сейчас компании стали тщательнее прицениваться друг к другу — изучают технологии, качество сервиса, объем абонентской базы. То есть, теперь стоит задача купить не просто конкурента, а конкурента с серьезным, налаженным бизнесом. Однако, в любом случае, на рынке останутся местные игроки. Те, кто хочет действительно работать, а не преследует задачу увеличить капитализацию и подороже продаться, всегда найдут свободную нишу, — уверен Андрей Карасев.

В целом, представители компаний уверены, что укрупнение операторов идет на пользу рынку и непосредственно пользователям интернета. Это ведет к улучшению качества услуг, внедрению общероссийских и мировых стандартов интернет-провайдинга.

На сегодня в Красноярске с десяток крупных компаний, которые сообща «держат» рынок. В их числе «Ростелеком», «ЭР-Телеком», «Билайн», «MAXIMA», «Интертакс», «Орион Телеком». Кроме них на рынке заметны еще около 30 провайдеров.

Доступ в интернет должен стать бесплатным

Любой абонент согласится с тем, что цены на ШПД в Красноярске постоянно снижаются. Это еще одна из ключевых тенденций рынка. Уменьшать стоимость доступа в интернет провайдеров заставляет растущая конкуренция, а чтобы сохранять доходность бизнеса, они сокращают издержки и разрабатывают пакеты дополнительных платных услуг, куда входит IP-телефония, цифровое ТВ, собственные медиаресурсы и пр. Это позволяет провайдерам относительно безболезненно снижать стоимость базовой услуги — непосредственно доступа в интернет.

Андрей Карасев считает, что в недалекой перспективе операторы связи должны вообще отказаться взимать плату с абонентов за выход в интернет. — Эта плата уже сейчас должна стремиться к нулю. Провайдеры, конечно, с этим не согласны, но я убежден, что зарабатывать они могут и должны на другом — на тех же дополнительных услугах и сервисах, — заявляет Карасев.

Впрочем, красноярские провайдеры уже реализуют некоторые «альтруистические» проекты в городе. В частности, красноярцы могли заметить, что набережная Енисея с некоторых пор стала зоной свободного Wi-Fi-доступа. Услугу на бесплатной основе обеспечил местный провайдер «Интертакс». — Проект реализован нами с подачи городской администрации, — отмечает президент группы компаний «Интертакс» Казимир Войткевич.

Андрей Карасев, в свою очередь, уточняет, что на то было прямое указание мэра города Эдхама Акбулатова. — В Красноярске появляется все больше зон свободного Wi-Fi-доступа, и наша задача — покрыть им всю территорию города к «Универсиаде-2019». Поучаствовать в этом проекте должны и другие операторы связи, — говорит Карасев.

Интернет для пенсионеров

Как отмечают провайдеры, интернет в последнее время шагнул за пределы своей традиционной целевой аудитории — молодежи и людей среднего возраста. Глобальной сетью все активнее интересуется пожилая часть населения. В связи с этим, провайдеры разрабатывают специальные услуги и предложения для пенсионеров. Например, «Ростелеком» организовал обучающие курсы для пожилых людей по работе с компьютером и интернетом. — В прошлом году на базе нашего офиса в Красноярске мы уже обучили 125 человек. Сейчас планируем открыть обучающие центры еще в 14 населенных пунктах края. У пенсионеров есть интерес и желание работать в интернете. Кроме того, государство сейчас переводит свои услуги в электронный вид. И люди понимают, что умение работать с компьютером — это необходимость по нынешним временам, — говорит коммерческий директор Красноярского филиала ОАО «Ростелеком» Владимир Кубарев.

С подачи государства провайдеры сейчас уделяют и повышенное внимание безопасности и ограждению пользователей от нежелательного контента в сети. Тот же «Ростелеком», например, ввел услугу «Родительский контроль»: родители могут ограничить доступ к ресурсам, которые считают опасными для своих детей. Подобные услуги есть сейчас и у других операторов.

Что же касается тех, кто ведет в интернете незаконную деятельность, то провайдеры говорят, что технически вычислить интернет-злодея для них никогда не составляло особого труда. — Пресловутая интернет-анонимность — не более чем миф. Выяснить личность того или иного пользователя было возможно всегда. Просто в период становления интернета в этом не было необходимости — никого особо не интересовало, кто и что там пишет и размещает. Сейчас люди приняли эту технологию, интернет стал неотъемлемой частью жизни современного общества. Естественно, что возникла потребность взять его под контроль, — поясняет Казимир Войткевич.

Рекомендуем почитать