1 декабря во всем мире отмечался день борьбы со СПИДом. Вирус, принявший масштабы глобальной пандемии, на сегодня унес жизни 25 млн человек на планете. В России в настоящее время насчитывается около 700 тысяч ВИЧ-инфицированных. О ситуации с заболеванием в Красноярском крае Newslab.ru рассказала заместитель главного врача Красноярского Центра СПИД Елена Татьянина.
Елена Анатольевна, начнем со статистики. Сколько на сегодня в крае ВИЧ-инфицированных, и какова динамика распространения вируса?
На данный момент в крае зарегистрировано 16 245 случаев ВИЧ-инфекции. Если в 2010 году у нас было зарегистрировано 1 605 ВИЧ-положительных, то в 2011 году — уже 1 798. За одиннадцать месяцев этого года выявлено 1 656 новых случаев ВИЧ-инфекции. Край входит в число двадцати территорий страны с высоким уровнем заболеваемости, хотя по Сибири у нас ситуация не самая плохая — мы на пятом месте после Иркутской, Кемеровской, Новосибирской областей и Алтайского края.
Внутри самого региона заболеваемость распространяется неравномерно. Самый высокий уровень мы наблюдаем в нескольких территориях — Норильске, Красноярске, Лесосибирске, Енисейске, Канске, в Березовском, Енисейском и Уярском районах. В них регистрируется около 80% от всех случаев ВИЧ-инфекции.
Начиная с 1989 года, когда в крае был зафиксирован первый случай ВИЧ-инфекции, у нас умерли от нее более 2 тысяч человек. Только в этом году около 380. Так что, статистика, как принято говорить, неутешительная. Причем, я вам озвучила только официальные данные.
Насколько выше неофициальная статистика?
Сложно сказать. Например, в ВОЗ считают, что неофициальная статистика заболеваемости в 10 раз превышает официальную. Наши ученые полагают, что количество зарегистрированных случаев можно смело умножать на три, и тогда мы получим цифру, близкую к реальной. Если опираться на их мнение, получается, что в Красноярском крае на сегодня около 50 тысяч ВИЧ-инфицированных.
Известно, что поначалу вирус распространялся в группах рискованного поведения — среди наркоманов, проституток, заключенных и т.п. Однако еще несколько лет назад медики заговорили о том, что ВИЧ выходит за пределы групп риска. Сохраняется ли на сегодня эта тенденция?
Не только сохраняется, но и стремительно нарастает. Эпидемия захватывает все более широкие слои населения, и в числе наших пациентов растет количество социально адаптированных, что называется, «нормальных» людей. Доля пациентов, зараженных половым путем, начала заметно увеличиваться в крае с 2002 года, а на сегодня она достигла почти половины среди ВИЧ-инфицированных. Остальные 50% заразились как раз при введении инъекционных наркотиков нестерильными шприцами.
Кроме того, в последние годы наблюдается четкая тенденция увеличения ВИЧ-инфицированных из числа людей старшей возрастной группы — 25-49 лет. Ранее вирус распространялся в основном среди молодежи от 15 до 29 лет — в наиболее сексуально активной части населения. Сейчас доля молодежи снижается, например, в этом году в числе вновь выявленных случаев она составила менее 17%. В то же время доля возрастных инфицированных достигла почти 70%. Самое страшное то, что в эпидемию активно вовлекаются женщины репродуктивного возраста. В 2012 году их доля в числе ВИЧ-инфицированных составила около 40%. То есть, уже сейчас эпидемия ВИЧ-инфекции представляет серьезную угрозу для демографического потенциала края.
В чем, на ваш взгляд, причины того, что эпидемия стала распространяться среди старшего поколения? Казалось бы, взрослые люди, должны осознавать всю опасность.
Как раз наоборот! Молодежь сейчас более грамотна и информирована в отношении ВИЧ/СПИДа. Соответственно, более дисциплинирована в сексуальном поведении. Взрослые зачастую безответственно подходят к половым контактам, игнорируют средства контрацепции, а, именно, презерватив. Отсюда и рост заболеваний. Причины такой ситуации очевидны. С молодежью проще работать в плане профилактики — мы приходим в школы, вузы, училища, проводим тренинги, семинары, беседы, информируем, разъясняем последствия рискованного поведения, призываем к ответственности и т.д. В итоге, за несколько лет у молодого поколения сформировалось более-менее правильное отношение к проблеме.
Со взрослыми в этом смысле сложнее. Мы, конечно, проводим публичные мероприятия, вывешиваем социальную рекламу в медучреждениях, в общественном транспорте... Но, очевидно, этого недостаточно. А приходить во все организации, на предприятия и проводить там беседы у нас нет возможности. Хотя мы можем обучать по профилактике СПИДа специалистов этих предприятий — психологов, сотрудников кадровых отделов, профсоюзных лидеров, которые могли бы проводить профилактические мероприятия среди коллективов. У нас даже разработана специальная программа «ВИЧ на рабочем месте». Но, честно говоря, интерес организаций к ней невысок.
Кроме того, интерес в целом общества и СМИ к проблеме СПИДа в последнее время заметно угас. Еще несколько лет назад эта тема активно обсуждалась, сейчас же о ней практически не говорится. В этом, я считаю, тоже одна из причин распространения эпидемии, особенно, среди взрослого населения. Почему СПИД перестал волновать общество, мне непонятно. Возможно, люди притерпелись, свыклись с мыслью о существовании рядом смертельно опасной, неизлечимой болезни, и перестали обращать на нее внимание. Но ведь от этого она никуда не ушла, она по-прежнему представляет реальную угрозу для каждого, и это надо доносить до людей. Только осознание этой угрозы в обществе может снизить распространение эпидемии.
Расскажите о существующих программах борьбы со СПИДом и их финансировании.
Сейчас работает целый ряд таких программ. Основная — федеральная целевая программа по предупреждению и борьбе с социально значимыми заболеваниями в рамках национального проекта «Здоровье». По этой программе мы получаем противовирусные препараты, лабораторные средства для диагностики и лечения ВИЧ-инфицированных. Надо сказать, что противовирусная терапия всех зараженных осуществляется целиком за счет государства. Стоимость лечения одного пациента составляет от 150 до 300 тысяч рублей в год.
На уровне края целевые программы по борьбе с ВИЧ/СПИД работают с 1998 года. В настоящее время реализуется программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями», принятая правительством края на 2011-2013 годы. За все время распространения инфекции на борьбу с ней из краевого бюджета было выделено почти 160 миллионов рублей.
Какие меры профилактики СПИДа реализуются в крае?
Буквально на днях у нас завершился декадник, посвященный Всемирному дню борьбы со СПИДом. В его рамках было организовано 24 акции в городах и районах края. В частности, акция «СПИД есть!» по размещению социальной рекламы в маршрутном транспорте. Силами студентов красноярских вузов и училищ была организована акция «Красная ленточка», направленная на поддержку ВИЧ-инфицированных. В самом Центре СПИД прошел день открытых дверей — мы консультировали всех желающих по вопросам ВИЧ/СПИД. Кроме того, было организовано много лекций, семинаров, тренингов. Подобные мероприятия, направленные на привлечение внимания общественности к проблеме, у нас проводятся ежегодно.
Существуют также несколько организаций, которые занимаются психологической поддержкой, социальной адаптацией ВИЧ-инфицированных, профилактикой заболевания. Есть организация, созданная самими ВИЧ-инфицированными — «Чистый взгляд». Они общаются друг с другом, поддерживают, помогают жить полноценной жизнью.
С самого начала в обществе сложилось предубеждение по отношению к людям, зараженным ВИЧ. Они стали своего рода изгоями. Сохраняется ли подобное отношение сегодня?
Надо сказать, что за все время развития эпидемии на территории края, было всего несколько случаев проявления открытого негатива по отношению к ВИЧ-инфицированным. Была, например, ситуация, когда семью буквально вынудили переехать в другой регион, еще в одном случае человека попытались уволить с работы на том основании, что он был заражен. В целом же, у наших людей сложилось достаточно терпимое отношение к ВИЧ-инфицированным. Общеизвестно, что вирус передается только половым путем, через кровь и от ВИЧ-инфицированной женщины новорожденному ребенку, а все бытовые контакты с его носителем безопасны. С точки зрения законодательства ВИЧ-инфицированные люди также не ограничены в правах и возможностях. Существует всего несколько профессий, при приеме на которые человек обязан сдать кровь на ВИЧ, и инфицированные не допускаются. Это, например, медицинские работники службы крови, центров СПИД.
Периодически в мировых СМИ возникают сенсационные сообщения о том, что средство от СПИДа, наконец, изобретено. Между тем, эпидемия только разрастается...
К сожалению, лекарственной панацеи от СПИДа до сих пор нет. Точнее, нет препарата, который мог бы полностью освободить организм от вируса. Фармацевтические компании, научные центры во всем мире активно работают над этим, и новые лекарства действительно появляются. Но только те, которые способны продлить жизнь инфицированного, улучшить ее качество. Дело в том, что вирус СПИДа очень коварный и изменчивый, и пока ученые работают над одной его мутацией, появляются новые, для которых нужно изобретать другие лекарства. Хотя, надо признать, что на сегодня фармацевтика далеко шагнула в лечении СПИДа. Например, раньше за раз человек должен был принимать такое количество таблеток, которое не умещалось в горсти. Сегодня стандарт за один прием составляет 2-5 таблеток, а существуют уже препараты, которые достаточно принимать по одной таблетке. Но пока они очень дороги. И в любом случае, каким бы современным и мощным не был препарат, зараженный человек вынужден принимать его всю оставшуюся жизнь.
Алексей Хитров, интернет-газета Newslab.ru
Фото Александра Паниотова