Новый факультатив может появиться в российских школах уже в следующем учебном году. Потребовалось всего шесть месяцев, чтобы инициатива главного российского режиссера Никиты Михалкова показывать школьникам хорошее отечественное кино превратилась в конкретную учебную программу. Собственно сама программа — список фильмов, которые нужно показывать молодому поколению.
Ввести в российских школах новую программу «Сто лучших фильмов» Михалков предложил в конце июня прошлого года. Идею в федеральном министерстве культуры приняли на ура и принялись за работу. Собрали экспертов, которые начали отбирать картины, учредили голосование в интернете, дабы общественность могла выразить свою точку зрения. Министр Владимир Мединский заметил, что важность программы заключается в том, что «если мы этот факультативный искусствоведческий курс в школе не введем, то 99 процентов школьников никогда эти фильмы не увидят». По его словам, вести уроки могли бы сами учителя. К примеру, учитель истории мог бы рассказать про фильм «Александр Невский», а учитель литературы — про «Анну Каренину» или «Войну и мир».
Список из ста фильмов, которые профильное ведомство отобрало для школьных просмотров, выложен на сайте министерства. По сообщению федеральных СМИ, над ним трудились «эксперты-гуманитарии и простые граждане, неравнодушные к киноискусству».
— В расчет были также приняты итоги публичного голосования на сайте минкультуры России и ряда СМИ, где все граждане страны могли принять участие в отборе киношедевров, рекомендованных для включения в программу школьного курса «100 лучших фильмов», — добавили в минкульте.
Любопытно, что в списке есть лишь один фильм, вышедший после 1990 года — разумеется, это картина Никиты Михалкова. «Утомленные солнцем», к счастью, фигурируют там только в первозданном виде. Вторую — свежую — часть эпопеи, видимо, включать постеснялись.
Комментарии:
Владислав Жуковский, заслуженный артист России, депутат городского Совета Красноярска:
— Почему в списке нет новых фильмов? Скажу профессионально, потому что я имею киношную историю, теоретическую и практическую. Чем отличается наш кинематограф того времени? Тем, что советские фильмы умещаются в рамки сдвоенного школьного урока — 40 минут плюс 40. Формат советского фильма подразумевал девять частей, которые идут один час двадцать минут. Это временной стандарт. Кроме того, те сценарии, жизненные ситуации, которые изображены в произведении — они были четко обозначены. И в соответствии с темой был снят видеоматериал. Он был лаконичен, краток и энергетически и информационно насыщен. И он был принимаем любой аудиторией. Взять «Преступление и наказание» с Тараторкиным — он идет как раз час двадцать. Это не «Идиот» Бортко, как бы хорошо он его ни снял, но это пять-семь-десять серий, это телевизионный формат, который в школьные временные рамки не ложится. Я вот вчера перед сном смотрел что-то типа детектива, там девушка-провинциалка спасалась от бандитов в Москве. Мне ее жалко было, я переживал за нее и смотрел. Но чему этот фильм детей научит? Разве его нужно показывать в школе? Какие знания о жизни он школьнику добавит?
Сергей Мезенов, кинокритик интернет-газеты Newslab.ru:
— В принципе, это вполне замечательный список. В том, что касается советского кино, он очень сбалансированный. В нем нет попытки подыграть, подтянуть его под какие-то идеологические позиции. Он даже немного суровый. В нем есть, например, «Иди и смотри» Климова. В рамках того, как в последние годы стараются представить Великую Отечественную войну, логичнее было бы, чтоб этого фильма в списке не было. Но он есть. «Проверка на дорогах» есть, «Андрей Рублев»... Большие и сложные фильмы там есть, и это очень хорошо. Будет ли популярен этот факультатив? Все будет зависеть не только от самих фильмов, но и от людей, которые займутся этим, от их умения презентовать ту или иную картину. Посади современного ребенка смотреть «Андрея Рублева» — он ведь сразу уйдет. И этого школьника легко понять. Здесь многое будет зависеть от подачи материала.
Александр Вигель, директор по кинопрокату кинотеатра «Квадро-фильм»:
— Идея благая. Но мне непонятно, почему в списке нет иностранного кино. И дело даже не в Голливуде. Хотя и Голливуд бывает разным. Да, там в основном коммерческое кино, которое является добротно сделанной жвачкой для развлечения. Да, есть «Трансформеры». Но ведь есть Хичкок, который тоже «Голливуд». Я уж не буду говорить высоким слогом о сокровищнице мирового кинематографа. Но ведь есть и европейское кино. Есть фильм «Мужчина и женщина», неужели его не нужно смотреть? С другой стороны, в списке есть «Маленькая Вера». Я не ханжа, но мне непонятно, чему этот фильм может школьника научить. Ведь под каждый фильм должна подводиться еще и теоретическая программа. Фильмы нужно не только смотреть, но и анализировать.
Рустам Байбурин, директор старшей ступени гимназии «Универс», глава Красноярской летней школы:
— Пока школьники не попробуют, то по умолчанию интереса не будет. Правильный ход в том, что это не обязательное занятие, а факультатив, на котором не только будут смотреть фильмы, но и обсуждать. Думаю, это вызовет интерес у отдельных ребят, а потом как «сарафанное радио» привлечет новых зрителей. Ведь нет задачи что-то насадить сверху. Это должно быть просто привлекательным уроком. Хорошо, если таким преподавателем станет тот, кто сможет организовать просмотр и диалог, яркая личность, которая потянет школьников. С одной стороны, вести данный факультатив в идеале должен кинокритик. Однако сложно найти специалиста для каждой школы. Но с другой, советские фильмы довольно прозрачны и доступны для понимания. Большинство картин в списке этому критерию соответствует — ясные человеческие истины.