Главная
>
Статьи
>
Виктор Томенко: «Первая корректировка бюджета в этом году связана с выполнением указов президента»

Виктор Томенко: «Первая корректировка бюджета в этом году связана с выполнением указов президента»

17.04.2013
4

Неделю назад правительство Красноярского края внесло в Заксобрание проект корректировки бюджета. Несмотря на традиционность этой процедуры, в этом году поправка почему-то вызвала непонятную реакцию у некоторых СМИ. Дело в том, что основной блок увеличения расходов связан с так называемыми «майскими указами» президента. К определенному сроку регионы должны повысить зарплату бюджетникам, справиться с очередью в детсады и решить проблему с аварийным жильем. По логике вещей, если где-то прибыло, значит, где-то убудет? Мы решили поинтересоваться подробностями бюджетной арифметики у председателя правительства Красноярского края Виктора Томенко.

Виктор Томенко— Виктор Петрович, всех интересует — корректировка техническая или предстоит кардинально перекраивать бюджет по-новому?

— Весенняя корректировка — это традиционная процедура. Она нужна для того, чтобы отразить в бюджете те цифры, которые нам были неизвестны при его принятии. Я напомню, что мы вносим проект бюджета в Законодательное Собрание края не позднее 15 октября, и уже в конце ноября его параметры утверждаются. Природа весенних поправок по большому счету всегда одна — уточнить остатки, сложившиеся на начало года, учесть поступившие федеральные средства и так далее. Конечно, каждый раз существует своя специфика. Например, в 2009 году из-за последствий кризиса мы пережили настоящий секвестр бюджета. Тогда было действительно сложно — из-за существенного снижения доходов пришлось пересматривать и резать расходы. В последующие годы наметился рост, и корректировки были связаны с более благоприятными причинами, когда мы изыскивали дополнительные средства на значимые социальные направления.

Сегодняшняя корректировка отчасти носит технический характер: мы не получили новых доходов от наших налогоплательщиков, они не пересмотрели свои прогнозы, ситуация в целом складывается так, как это планировалось изначально. Так что все принципы бюджетной политики и все направления расходов сохраняются.

— Сегодня всех пугает, что регионам придется исполнять прошлогодние майские указы Путина. Они требуют много средств...

— В одном из материалов прочитал о таком своеобразном журналистском расчете, где подсчитывалось, сколько средств потеряет край, «выполняя задачи для Путина». Но позвольте — ведь мы не дачу президенту строим! Прибавку к зарплате получат работники бюджетной сферы края, новые детские сады строятся для самых маленьких жителей региона, из ветхого жилья в новостройки также переедут красноярцы...

Указов всего одиннадцать. Правда, многие забывают, что вдогонку к майскому пакету было издано еще несколько документов. И то, что предстоит решить, действительно требует колоссальных усилий и средств. Но поймите, это ведь не какие-то совершенно новые, выдуманные цели, которые «изобретены» президентом. Все эти указы направлены на решение самых актуальных социально-экономических задач, которые обсуждаются обществом и которые невозможно сегодня оставить без внимания. По сути, указы президента — это социальный заказ.

— А какие именно задачи обозначены в этих указах?

— Их всего около сорока. Но основные для края, требующие серьезных вложений, — это повышение зарплаты бюджетникам опережающими темпами, решение проблемы ветхого и аварийного жилья, обеспечение 100% доступности дошкольного образования, ликвидация очередности в детские сады. Есть еще ряд направлений, которые остаются «в тени» в силу высокой значимости трех перечисленных. Это улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, обеспечение транспортных связей труднодоступных территорий, предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна». Важными являются решение проблемы нехватки кадров в бюджетной сфере, создание рабочих мест для инвалидов, предоставление земель многодетным семьям и так далее. Кроме того, указы содержат большой спектр вопросов, многие из которых можно решить организационными методами. Судите сами — чтобы повысить качество обслуживания в отраслях социальной сферы, деньги вкладывать не нужно.

Есть в указах и общефедеральные задачи, такие, как создание 25 миллионов высококвалифицированных рабочих мест к 2020 году, например. Очевидно, что одному и даже двум-трем регионам это не под силу. Это нужно решать всей страной.

— Насколько я помню, конкретных сроков относительно достижения этих целей еще не было при принятии бюджета в прошлом году? А соответственно, не было понятно, сколько денег на это потребуется?

— Да, четкого понимания по темпам и срокам при формировании бюджета не было. Сами указы обозначили политическое направление, а то, как мы должны двигаться, по какой траектории, было расшифровано в так называемых «дорожных картах», которые поступили к нам в январе этого года после утверждения федеральными органами власти. Мы погрузились в изучение этих документов, посчитали, что для достижения указанных в них показателей необходимы дополнительные средства. Далее работа велась в двух направлениях — мы искали внутренние источники в бюджете края и вели переговоры о выделении средств из федеральной казны. В итоге пока нам подтвердили на 2013 год федеральные дотации в размере 1,6 млрд рублей как раз на эти цели. Кроме того, в этом году между регионами будут распределены еще около 40 млрд рублей. Думаю, Красноярский край может претендовать и на часть этой суммы.

— Но ведь очевидно, что надеяться только на федеральный бюджет нельзя, и краевая казна потребует изменений?

— Как я уже сказал, мы провели актуализацию всех бюджетных расходов для поиска внутренних резервов. При этом речь не шла о секвестре, как это было в кризисный 2009 год. Я говорю не о сокращении каких-то статей, а о повышении эффективности расходов бюджетной сети. Очень важно стремиться к тому, чтобы за меньшие средства наши учреждения достигали больших результатов. Такие ревизии требуется проводить время от времени. Ведь условия меняются, встают новые задачи. Образно говоря, в бюджете, как и в шкафу, нужно иногда наводить порядок, разложив приоритеты по полочкам.

В корректировке также предлагается учесть остатки по итогам прошлого года, которые мы направляем на реализацию задач, поставленных главой государства, отразить экономию, которая связана с более четким на сегодняшний день пониманием количества получателей мер соцподдержки в этом году, а также ту, что сложилась на торгах по итогам государственных закупок в первом квартале. Часть средств предлагается перераспределить внутри бюджета.

Виктор Томенко— От чего-нибудь пришлось отказаться?

— Нет, все направления расходов остаются. Единственное, предлагается перенести сроки ввода объектов, к строительству которых мы еще даже не приступили. При этом всё, над чем мы уже работаем, все наши крупные стройки — онкологический диспансер, четвертый мост, театр имени А.С. Пушкина, центральная районная больница в Богучанах, поликлиника в Курагино, школы, детские сады и другие объекты — будут введены по графику. И уж тем более, мы не предлагаем отказываться от тех социальных обязательств, которые бюджет взял на себя ранее.

— Сколько средств в корректировке предлагается направить именно на исполнение указов?

— Если говорить о цифрах непосредственно 2013 года и самых финансово ёмких темах, то чуть более трех миллиардов рублей дополнительно будет направлено на повышение зарплаты бюджетникам, 800 млн рублей выделяется на детские сады и около миллиарда — на решение задачи по переселению из ветхого и аварийного жилья.

— Мы достигнем показателей, обозначенных в дорожных картах в этом году?

— По итогам нынешней корректировки — нет, ведь чтобы достичь планки в этом году по повышению заработной платы, нужно найти еще столько же средств, сколько заложено сегодня. По садикам тоже не так всё просто: если пытаться решать проблему очередности только исключительно за счет прямого выделения денег на строительство, потребуется всего около 40 млрд рублей. Мы, естественно, будем строить садики, их сейчас в бюджете предусмотрено больше двадцати, но дополнительно надо искать и альтернативные способы, развивать государственно-частное партнерство и так далее.

— Все то, о чем вы говорите, уже известно законодателям, ведь в конечном итоге им утверждать корректировку?

— На этой неделе началось обсуждение проекта в профильных комитетах Законодательного Собрания, но мы постарались каждый вопрос проработать заранее. Ведь если подходить формально и оставлять всё на последний момент, может получиться, что на финише между двумя ветвями власти не будет понимания. Считаю принципиальным планировать работу таким образом, чтобы у нас все вопросы решались конструктивно. Ведь, в конечном счете, у нас с краевым парламентом общие задачи.

— Как теперь будут выглядеть общие параметры бюджета?

— До корректировки доходы составляют чуть более 133 млрд рублей, расходы — 157 млрд рублей. Для покрытия дефицита планировалось, что 15 млрд рублей мы найдем за счет банковских кредитов и выпуска облигаций. Кроме того, три миллиарда краю должны вернуть муниципалитеты. Около миллиарда ожидается от приватизации имущества. И более четырех миллиардов — остатки денежных средств на начало года. Сегодня нам известны уточненные параметры — остатки федеральных средств составляют чуть более восьми миллиардов рублей, краевых — более четырех миллиардов рублей. Кроме того, в декабре прошлого года и первых месяцах этого года на уровне федерации было принято решение о выделении краю в общей сложности порядка четырех миллиардов рублей на финансирование целевых задач в различных отраслях. Таким образом, доходы бюджета с учетом корректировки составят 137,6 млрд рублей, расходы — 173,8 млрд рублей.

— Можно ли сказать, что указы Путина стали сюрпризом?

— В принципе, Красноярский край, как и другие регионы, и так шел в указанном направлении — повышал заработную плату, решал проблему ветхого и аварийного жилья, строил садики и так далее. Просто теперь у всей страны появились конкретные установки по ускоренному достижению определенных показателей.

Марат Винский, фото Александра Паниотова

Рекомендуем почитать