Рок по-русски — необязательно на русском.
Animal джаZ
«Фаза быстрого сна»
Для записи своей десятой пластинки питерцы Animal джаZ пошли в народ — запись альбома финансировалась через краудфандинговый сервис «Планета», с помощью которого музыкантам удалось поднять денег почти в два раза больше установленной цели. По альбому чувствуется, что группа записывала его в ощущении полной творческой свободы — если совсем коротко, то на «Фазе быстрого сна» Animal джаZ будто бы стремятся продемонстрировать нам все свои умения разом. Вот трагический гитарный рок навзрыд («Прощай», «Анамнез», «Ложь»), вот стратосферные рок-боевики («Оригами», «Поджигай», «Тело»), вот убедительная пост-Radiohead’овская смурь («В серебре», «Любовь», «Жить»), вот упругая синтетика («Паук», «Между нами»).
Причем выступления в каждом из жанров получаются довольно убедительные и эмоциональные — вот только альбом от этой разношёрстности не очень хочет складываться в какое-то цельное творческое высказывание. Animal джаZ словно попадают в ловушку неподготовленного оратора, который так старался запомнить много новых навороченных словечек, что в итоге забыл, что именно хотел сказать.
Кирпичи
«Summertime»
«Хочется петь вообще ни о чём», сообщает нам Вася Васин в одной из песен нового альбома «Кирпичей» (на обложке, впрочем, начертано «Kirpichi») «Summertime». Не то чтобы это новая для группы творческая практика — Вася уже писал песни о том, как он гуляет по городу, или про то, кого он встретил в самолёте. Но на «Summertime» этакий расслабленный подход к поиску тем песен доведён практически до абсолюта — Вася посвящает песни друзьям, рассказывает, как съездил в отпуск, радуется лету, живописует совместное веселье; по альбому даже рассованы сэмплы того, как «Кирпичи» занимаются всеми этими прекрасными будничными делами.
В принципе, Васиным побасенкам всегда было свойственно такое предельно нехитрое обаяние — и «Summertime» берёт именно им. Хотя есть и нюансы — едва ли не половина песен этого довольно обильного альбома (финальный трек числится под номером девятнадцать) исполнена на английском языке, без особой смены тематики. Этакая двойственность довольно мило отражается и в музыкальном подходе «Кирпичей» — новая пластинка бесхитростно поделена между рудиментарным хип-хопчиком, лениво собранным из битов и буквально пары-тройки инструментальных вензелей, и столь же незамысловато зарезанным хардкорчиком. В таком предельно нехитром подходе «Кирпичей» есть что-то старомодное и одновременно обезоруживающее — предъявить «Кирпичам», что они особенно и не стараются, конечно, можно, но, кажется, в этом и была задумка этого музыкального мероприятия. Так что лучше расслабить нахмуренное умное моргало и потусить с чуваками вместе, не заморачиваясь.
Чайф
«Кино, вино и домино»
По новой пластинке «Чайфа» с предельно бесхитростным названием «Кино, вино и домино» заново вспоминаешь, почему именно их песни столь массово исполнялись на общажных кухнях страны. Их музыка почти целиком построена на ощущении такой предельно весёлой простоты — тебе не просто кажется, что сыграть эти песни сможет даже самый косолапый индивид, ты ещё чувствуешь, что даже у самого косолапого индивида должно получиться довольно круто. В принципе, нам давно прекрасно известно, что именно умеет делать группа «Чайф», и на «Кино, вино и домино» она именно этим и занимается все тринадцать песен.
Задействованы в основном три магистральных режима — размеренный блюз-рок на вечных кит-ричардсовских аккордах («Рок — мой выбор»), легкомысленные песенные юморески («Немного похоже на блюз», «Зеленый пиджак», «Дом вверх дном») и песни «про жизнь», выполненные либо под смурной маршевый рок («Точка», «Для себя, для него, для меня»), либо под знакомые всем задушевные кухонные баллады («Нет горизонта»). Нет, не то чтобы среди этих тринадцати песен попадались бы откровенно плохие — просто через два-три прослушивания начинает казаться, что все эти песни «Чайф» уже писали не один десяток раз.