В кабинете на столе у экс-адвоката Александра Глискова подставка для канцелярских принадлежностей. На ней изображен снегирь. Заместитель председателя городского Совета говорит — в новой должности решил поддержать традиции прежних руководителей красноярского парламента. В интервью интернет-газете Newslab.ru Глисков рассказал, почему занял именно эту должность, какое будущее видит в нынешнем составе для Владимира Чащина и когда сможет сказать, что Горсовет Красноярска — идеальный орган власти.
Александр Александрович, как же вы так променяли адвокатскую практику на кресло заместителя? Знаю, что журналисты волнуются — а будет ли Глисков таким же активным, каким был в предыдущем созыве?
Коллеги ваши зря волнуются, поскольку я избрался от оппозиционной партии. И в ходе предвыборной кампании, и после нее я и избирателям, и коллегам-депутатам сказал, что по-прежнему нахожусь в оппозиции к действующей власти. Буду ее резко критиковать, продолжать работу по борьбе с коррупцией, по урезанию расходов на чиновников, по повышению открытости городской администрации. Все те инициативы, которые были в прошлом созыве — сейчас мы их повторно попытаемся реализовать.
Шансов сейчас больше?
В нынешнем составе, когда Горсовет резко оппозиционный и не контролируется правящей партией, думаю, все подобные идеи будут положительно восприняты большинством. По крайней мере, надеюсь на это.
Что касается про меня. Честно скажу — и Ревкуц про это говорил, что он не рвался в председатели — и я не рвался в заместители. Изначально после выборов я даже не рассматривал вариант занятия этой должности. Решение было принято после встречи с Михаилом Прохоровым, который достаточно убедительно аргументировал свою позицию, сказал, что политическая ситуация сейчас сложная. И такой расклад политических сил, когда от позиции фракции «Гражданская платформа» во многом зависит то, какие решения будет принимать Горсовет Красноярска. Вот он и посчитал необходимым, чтобы представитель именно нашей партии занял такую должность. А поскольку наиболее подготовленным оказался я, выбора у меня не осталось.
Прохорова устроили результаты «Платформы» на выборах в городской Совет?
Так как наш регион показал самые лучшие результаты по количеству мандатов, то, разумеется, мы здесь отличники по сравнению с другими.
О ком из тех, кто не прошел в новый состав, вы жалеете?
Жалко, что не попали те депутаты, с которыми мы совместно вносили много инициатив. Это и Елена Пензина, и Андрей Селезнев, и Иванова Ирина. Но Иванова решила строить свою карьеру в другом направлении — сделать упор на юриспруденцию. Селезнев, на мой взгляд, перестарался, пытаясь преодолеть пятипроцентный барьер для партии. Сил для кампании на одномандатном округе у него не хватило. Ну, а Пензина стала жертвой такой политической случайности, когда у нее в округе, кроме как от партии «Патриоты России», не было больше никакого заметного кандидата. Хотя она набрала даже больше меня и больше практически всех, кто победил в других округах, но все голоса, которые избиратели готовы были отдать за оппозицию, ушли одному кандидату Серебрякову. А она, как кандидат от «Единой России», несмотря на то, что много в округе у себя работала, при хорошем результате, не смогла победить. Жалко, что вот эти люди не попали.
Если говорить сугубо о политике — что в новом составе городского Совета особого? Какой он?
Особенность в том, что этот состав больше не контролируется городской администрацией. Все решения будут приниматься на основе обсуждения, выработки компромиссов. По каждому вопросу надо будет набирать большинство голосов. А сегодня ни одна из фракций не может диктовать свои условия. Раньше же они («Единая Россия». — Newslab.ru) просто делали — у себя там на заседании фракции решали, что консолидировано будут голосовать за бюджет, например, или за повышение тарифа за жилищную услугу. Теперь они у себя на фракции могут о чем угодно говорить, но итоги их решения определяющими не будут на комиссиях и на сессии.
В этом смысле исполнительная власть стала по-другому себя вести?
Пока она ведет себя так же, как и раньше. Вот уже на последней сессии был инцидент, когда ряд депутатов предъявил претензии по поводу качества подготовки документов, по поводу ответов на вопросы, по поводу неявки отдельных должностных лиц администрации на комиссии. Это всё — то же самое, что было предыдущие пять лет. Разница только в том, что в предыдущем созыве они могли плевать на все эти претензии — все равно через свою фракцию могли навязать решение. Сейчас, я думаю, это у них не получится. Депутаты еще не до конца осознали те права, которые у них есть. Но тот же вопрос с неявкой какого-то чиновника на комиссию решается просто — вопрос снимается с повестки дня и до свидания. А потом пусть этот чиновник идет к мэру и объясняет, почему он сорвал рассмотрение вопроса, за который отвечает. На третий подобный раз этот чиновник уже не будет работать. Поэтому постепенно, надеюсь, взаимоотношения с исполнительной властью будут меняться.
Но не в одностороннем порядке?
Я как рядовой депутат и как заместитель председателя намерен поднимать вопросы повышения статуса депутата городского Совета. Потому что у нас роль и имидж депутата был сведен к имиджу мелкого клерка, который чуть ли не прислуживает городской администрации. Если мы сравним с тем же Законодательным Собранием, то там депутаты и согласуют назначения отдельных должностных лиц, и регулярно заслушивают отчеты первых лиц, и согласуют назначения руководителей предприятий. Нам тоже нужна такая практика. Почему у нас есть 24 муниципальных предприятия, которые приносят 19 миллионов рублей прибыли в год? Это в том числе и кадровый вопрос.
Но ведь те скандалы, которые были на первой сессии и комиссиях, вряд ли работают на повышение статуса депутатов... Все начали делиться на плохих и хороших, на правильных и неправильных...
Здесь две стороны медали. С одной стороны, Горсовет — это отчасти политический орган. Поскольку там есть и депутаты по партийным спискам. А у партий есть программы. Соответственно, мнения по каким-то вопросам могут не совпадать. Когда высказываются разные точки зрения — это правильно. Но с другой стороны, когда все это принимает гипертрофированные формы, когда кто-то встает и уходит, когда начинают задавать вопросы, не относящиеся к теме... Например, как адвокат, я могу двадцать раз задать один и тот же вопрос чиновнику администрации, но в разных формах. Это ведь будет убийство времени! А на рассмотрении корректировки бюджета именно такое убийство и произошло. Три часа мы рассматривали вопрос, причем 10 процентов депутатских вопросов было по делу, а 90 процентов — о бюджетной политике вообще. Многие из них были домашними заготовками, чтобы продемонстрировать какое-то рвение.
Но ведь возможно, что новые депутаты еще не в теме, что называется? Они еще не поняли всех тонкостей, вот и спрашивают...
Я в это, честно говоря, не верю. Когда сначала мы рассмотрели корректировку на погружении — организовали такое полуофициальное мероприятие с представителями департамента финансов, потом рассмотрели вопрос на одной комиссии, потом на другой... И когда вопросы одни и те же повторяются на сессии — напрашивается вывод, что это делается нарочно.
Как считаете, Владимиру Чащину интересно будет работать в нынешнем составе?
Сложно оценить его намерения. Когда мы с коллегами обсуждали дальнейшие варианты его участия в деятельности Горсовета, то рассматривался и вариант должности руководителя комиссии по городскому самоуправлению. Ведь Чащин много сделал для развития самоуправления в Красноярске, и это та область, где бы он мог оказать большую помощь. Но желания Владимир Чащин не показал.
Кроме корректировки бюджета нынешнего года и утверждения бюджета на 2014 год — какие важные вопросы до января рассмотрит Горсовет?
Будем согласовывать председателя Контрольно-счетной палаты. Есть законопроект Пензиной по проблемам обманутых дольщиков. Я вносил инициативу по ускорению программы «Дети Красноярска», чтобы не до 2020 года мы очередь в детские сады ликвидировали, а к 2016-ому, на что и указал президент.
Когда вы лично сможете сказать, что городской Совет — качественный и независимый орган власти?
Все ответы могут быть получены в ходе выборов. Когда у нас люди будут знать, что есть Горсовет. Когда доверие к нему, как к органу власти, перевалит хотя бы за 50 процентов. Сейчас у нас люди не знают, что такое городской Совет, не знают, чем он занимается. Не знают своих депутатов в округе. И самое главное — не видят в них защитников своих интересов. Это и показали выборы с явкой 18 процентов. Когда явка на выборах будет в следующий раз 40 процентов, а через 10 лет — 60, и большинство депутатов будут переизбраны — вот это и станет показателем того, что Горсовет работает, помогает людям и пользуется доверием. Сейчас мы видим прямо противоположный результат.
Леонид Слуцкий, интернет-газета Newslab.ru