В рамках третьего Международного Фестиваля Экранных и Медиа Искусств презентовали девятиканальную инсталляцию «Пир Трималхиона», которую показывают в торговом комплексе «Атмосфера дома» по адресу Вавилова 1, стр. 39.
Пусть того, кто боится правого берега, не напугает расположение — такое значимое и известное современное искусство может позволить себе обитать даже на Вавилова. Всех, кто выберется, стоит предупредить, что, несмотря на работу инсталляции до 22.00, касса, расположенная в самом торговом комплексе (придется поплутать), работает до 20.00. Это вызывает большое недоумение не только у меня, но и у администратора комплекса, который пытался решить этот вопрос, и у охранника, караулившего вход в инсталляцию — он пообещал сообщить начальству, поэтому, возможно, все изменится (но это не отменяет того, что меня туда так и не впустили). Мне, правда, удалось побывать на презентации, поэтому дальше о том, что это за событие, на которое нужно обязательно идти.
В отель на острове — где-то в мировых водах, где сразу и солнце (короткие шорты, открытые руки), и снег (белеет между елками), заселяется группа людей. Там их встречают меланхоличные стюарды, подающие фрукты и напитки, массажистки азиатской внешности — некоторые гости расслабленно вытягиваются на лежаках, девочка в тенниске наблюдает за пустотой впереди себя, мальчик на беговой дорожке расслабленно заводит руки за голову, мячики от гольфа танцуют свой танец, автобусы полукруговыми движениями продавливают снег, чемоданы вываливаются из длинного конвейера аэропорта. Кажется, этот бесконечный рай полудвижений, полуповоротов, полушагов и полудыханий, всех этих «полу», на которых устойчиво стоит инсталляция, может продолжаться бесконечно, но он кончается, как и все удовольствия: катастрофа неминуема, пиру конец.
«Пир Трималхиона» — вторая часть трилогии группы AES+F, до этого было «Последнее восстание», после — «Священная аллегория», все вместе — видеорассказ об аде, рае и чистилище, перенесенный в современные условия («Пир Трималхиона» — одна из глав романа «Сатирикон» Петрония). Остров, на котором происходит все действие, был сделан в павильоне в Москве, за 12 смен отснято 70 000 кадров, невероятно трудоемкий и сложный процесс, настолько, что непонятно, как это собрано воедино.
В Красноярске инсталляция транслируется в отдельном, специально сделанном круглом шатре, внутри которого полумрак, как в зале кинотеатра (освещение только от экранов). Экранов — 9, каждый четыре на три метра, они разделены на три группы по 3 экрана, где одновременно показываются три части видео. То есть можно смотреть по порядку (титры подсказывают, где какая часть кончилась и началась), можно встать в центр шатра и крутить головой, можно встать у входа и смотреть сразу 9 экранов, насколько хватает периферического зрения (как сказал Евгений Святский, это не принципиально).
Привезенный в 2011 году на фестиваль «Пир» показывали в кинозале Дома кино как обычный видео-арт, последовательно все три части, один проектор, один экран, напротив в креслах сидят зрители. На выходе это смотрелось как очень красивый, перфекционистский, вылизанный до кристального блеска и глубины, но видео-арт . В том смысле, что весь этот неформатный опыт пытались впихнуть в границы зала, и традиционные рамки кинотеатра глушили его. В павильоне смотреть его от начала и до конца невозможно — структура инсталляции диктует оглядываться по сторонам, даже если находишься к экрану достаточно близко, чтобы не видеть ничего вокруг. Есть подозрение, что все эти глубокие повороты головы, постоянно повторяемые и в итоге становящиеся художественным приемом подталкивают поворачиваться всем телом, и за этими поворотами оказывается другой экран, где тоже кто-то поворачивается, и так далее. Или когда по снегу начинают ездить автобусы, приходится приложить много усилий, чтобы понять, проезжают они границы экрана контрабандой в другую «часть» или это зрительная иллюзия. Потом в сюжете наступает момент диорамы — по незавершенному полукругу герои переходят из экрана в экран, демонстрируясь сразу во всех частях.
Еще одна «магическая» сторона инсталляции — экраны занимают все пространство шатра от потолка до пола, то есть когда на экране что-то падает, оно проваливается под пол ниже ног, а когда на экране едет автобус, то он едет прямо в зрителя, приближаясь и воспроизводя свои реальные размеры, находясь в метре от лица того, кто на него смотрит. Это, кажется, перерождение визуального искусства: никого не пугающая сегодня кинореальность становится реальностью в пространстве музея — и «Пир», кроме иронии и идеи неминуемой платы за удовольствия, воспроизводит соответствующую форму: кадры сильно напоминают дорогой глянец (по словам Евгения Святского, художественный язык их работ сильно завязан на графическом ресурсе), при этом в позах и прочем можно прочитать аллюзии на историю искусства (девушки, ложась на шезлонги, принимают позы девушек с картин художников), звучит величественная музыка Моцарта и Бетховена, предельная упрощенность в деталях сменяется повторяемостью и сложностью отдельно взятых героев. Возникают ощущения от инсталляции как от невероятного магического круга, в который человек загнан для того, чтобы никогда не выходить — это при последовательном сюжете, легко прочитываемых небольших мизансценах, кульминациях, подчеркнутых музыкой, и четких финалах. Смысл произведения не нужно искать в углах видео, он тиражируется в интервью художниками и легко считывается: даже в раю есть плата за удовольствия — построенные идеальные схемы очевидно сочатся призывами их не повторять. В то же время даже в самом красивом мире неминуемо наступает кризис, и с этим ничего нельзя поделать. Рай на земле — то, что, собственно, и интересует авторов инсталляции — пойманное мгновение блаженства, состоит из набора фиксированных образов, «Пир Трималхиона» — это не просто видео, а видео из фотографий, которые задерживаются на экране чуть дольше, чем того требует глаз, и иногда переходы между движениями лица видны так же хорошо, как само лицо. Из-за этого возникает ощущение предельной замедленности и мягкой угловатости — рай заключен в этих переходах, его можно увидеть, и в случае инсталляции — даже если он заканчивается, всегда можно дождаться, когда видео пойдет на следующий круг.
Еще раз: смотреть до 16 января, «Атмосфера дома» (Вавилова, 1 стр.39), с 10.00 до 22.00. Билеты можно купить на месте (до 20.00) и на сайте http://kassy.ru/ (250 рублей), в Доме кино билетов нет.