На прошлой неделе состоялся очередной «бенефис» «Красноярскнефтепродукта» в стенах Законодательного Собрания Красноярского края. Приглашенный на заседание комитета по делам Севера и коренных малочисленных народов гендиректор ОАО Юрий Гурин пришел, полный мыслей и идей: доложил о плане развития на ближайшие три года. Но данные о прибыли компании по прогнозным планам правительства и реалиям, о которых докладывал Гурин, сильно разнились. По мнению народных избранников, хвастаться прибылью, полученной много меньше, чем было запланировано минрегионразвития, это все равно, что пускать пыль в глаза. О том, что на предприятии за последний год вскрылись множественные нарушения, а КНП было, как минимум, трижды оштрафовано — топ-менеджер скромно умолчал. К чему бы?
Юрий Гурин сообщил депутатам, что основной деятельностью КНП является торговля нефтепродуктами. И основная проблема — изношенность фондов, срочно нужны деньги. Отдельно Гурин поведал о некой «социальной деятельности» предприятия. Если кто-то мог подумать, что он заговорит о трудовом коллективе, вовремя выплаченной зарплате, то сильно заблуждается.
На самом деле гендиректор среди таких мероприятий в соцсфере, как снижение цены на бензин, сообщил о планируемом... оказании помощи общественным организациям. Зачем предприятию, миссия которого нефтеторговля, заниматься финпомощью? Тем более что предваряли «соцполитику» сетования Гурина на нехватку средств. Моральную помощь вместо порицания оказал региональный министр промторга Александр Климин: «Несмотря на борьбу с некоторыми акционерами КНП, которые живут на Кипре и мешают работать, все планы и прогнозные показатели выполнены полностью, предприятие будет развиваться», — высказался он. Неужели за счет раздачи финпомощи? За последние четыре года «ушло» из кармана предприятия более 150 млн. рублей. Возможно, поэтому КНП так остро нуждается в модернизации — ведь средства были фактически выведены из оборота... Кстати, из-за сопротивления Гурина выдавать акционерам копии кредитных договоров и договоров поставки нефтепродуктов и оказания финпомощи ФСФР наказала КНП штрафами на 1,5 млн рублей за административное нарушение. Если на КНП все честно и прозрачно, почему надо скрывать от акционеров столь простую информацию, к тому же грубо нарушая федеральное законодательство?
Собственно, такую практику — так называемой «благотворительности» — и пытаются остановить акционеры КНП. В крае в арбитражном и апелляционном судах прошли заседания по делу о финпомощи от КНП, которая была направлена в различные, в том числе сомнительные, общественные организации. Причем «благополучателей» общественность узнала не из социальных отчетов КНП, а из судебных документов.
Но главное в другом. Под видом «благотворительности» происходит выведение денег из-под контроля краевого бюджета и законодательства. Если принимать во внимание факт уменьшения чистой прибыли, то получается, что краевая казна лишается крупной суммы. Деньги могли быть направлены на выплату дивидендов по акциям правительства края. А значит, именно жители края (как бюджетополучатели) лишились миллионов КНП. К их числу относятся и 2,5 тыс. рядовых красноярцев, которые также владеют акциями «Красноярскнефтепродукта».
По федеральному законодательству благотворительность может оказываться только за счет средств чистой прибыли. А с этим на КНП еще одна казуистика: есть положение о благотворительности, но фактически она оказывалась в формате выделения финансовой помощи.
Арбитраж по иску акционеров компании длился около 10 месяцев. И закончился полным поражением КНП. После этого «нефтеторговцы» предпочли сменить адвоката Евгения Смирнова на Станислава Заболоцкого. Последний, по всей видимости, и смог убедить следующую инстанцию — апелляционный суд — в непогрешимости КНП. Его главный аргумент, возможно, трактуется и так. Дескать, КНП платил деньги, не дожидаясь конца года. А чистой прибыли на момент проплаты организациям не было сформировано. Поэтому это прочие расходы организации — цитата без купюр: «Любая копейка за карандаши, метлы, бумагу в конченом итоге влияют на финансовый результат ОАО. Но если встать на эту логику, то любой чих подлежит согласованию с собранием акционеров».
Звучит справедливо — любые действия менеджмента прямо отражаются на итогах работы КНП. Но если копеечные траты идут хоть как-то ему на благо, то многомилионная финпомощь как улучшает работу АЗС?
Впрочем, встать на сторону истца бывает трудно, тем более, когда за спиной ответчика маячат не только чиновники высокого ранга, но и перспектива принудительного возвращения спортивными клубами полученных от КНП десятков миллионов рублей. А на одном из заседаний, говорят очевидцы, звучала такая риторика: что будет за коллапс, если спортклубам придется вернуть миллионы обратно в «Красноярскнефтепродукт»?
Сейчас в арбитражном суде началось исследование положения о благотворительности КНП, которое, вероятно, грубо нарушает законы. — Позиция КНП фактически сводится к тому, чтобы оправдать вывод денег у компании и акционеров под предлогом того, что у края в КНП основной пакет акций и поэтому они могут делать все, что угодно, — заявил представитель истца юрист Евгений Максименков. — Мы несколько лет пытались убедить основного акционера в незаконности решений, но ситуация не менялась. За все это время акционеры КНП и бюджет края понесли многомиллионные убытки. КНП проводит выплаты в статье бухгалтерского баланса в «прочих расходах», но это не делает процесс законным.
В частности, в арбитраж подан такой иск. Некое ООО «Водолей» получило от КНП без проведения торгов «подряд» на поставку ГСМ на 3 млрд рублей. Спрашивается, на каком основании был выбран именно этот поставщик?
Остается открытым вопрос и об оплате услуг, судя по всему, не общественных адвокатов. За счет каких источников КНП заплатит за их работу? Похоже, именно в этом пункте финансовой деятельности и зарыты «основные скелеты» КНП.
Завершились «смотрины» Гурина в ЗС депутатской заботой: как бы КНП не стал банкротом из-за долгов северных районов за ГСМ. Генеральный директор предложил воздействовать на глав районов, которые говорят, что им не дает денег край. Климин задался риторическим вопросом: «Где взять деньги? Сам не знаю и рецепта не дам. Бюджет напряженный. Проблема очень серьезная».
Проблема действительно серьезная — КНП и его «благотворительность». Сейчас КНП по решению арбитражного суда не может выделять «благотворительные взносы». Но судя по выступлениям Гурина, руководство компании к этому сильно стремится. Однако незаконные траты, очевидно, серьезно сдерживают развитие АЗС, а самое главное — становятся предметом новых судебных процессов. Закон должен поставить все на свои места.
Михаил Прохоренко