Уже в 2014 году жители страны могут получить право за бюджетный счет обучаться в заграничных вузах. По мнению президента страны Владимира Путина, тем самым научные, педагогические, медицинские и инженерные кадры России не только сохранятся, но и приумножатся. Дабы новация не стала разбазариванием средств на потенциальных эмигрантов, все отучившиеся обязаны будут три года отработать в России.
Уехать, чтобы вернуться
В документе, подписанном Путиным, говорится, что правительство будет выдавать субсидии на обучение по магистерским и аспирантским программам в ведущих иностранных вузах. При этом бакалавриат оплачиваться не будет. После окончания курса выпускник обязуется трудоустроиться в России. Те, кто не вернется, вынуждены будут компенсировать государству расходы на обучение и заплатить штраф.
Меж тем сумма трат на обучение предполагается немалая: средний размер гранта — около полутора миллионов рублей в год. Годовой план по отправке — 1000 человек. Где выпускникам работать в России после окончания обучения — только ли в государственных компаниях или можно и в частных — должно в скором времени решить правительство. Правда, если устройство в частные компании все же разрешат, то, возможно, за государственный счет поедут учиться те, кто ближе ко всяким «Газпромам» и «Роснефтям».
Любопытно, что в 90-е подобная программа уже существовала в стране — студентам компенсировали затраты на обучение и проживание. Однако тогда большинство выпускников на родину так и не вернулись. Возможно, подобная ситуация повторится и теперь — ведь получив хорошее образование и, как следствие, работу за рубежом, выпускник сможет за несколько лет спокойно вернуть потраченные на него государственные деньги.
Сбегут или не сбегут?
— Идея не нова, — делится мнением Виктор Легашов, председатель Красноярского краевого общественного фонда «Защита гласности», член Общественной палаты правозащитных организаций. — Начиная с Петра I, и в советское время это было. И мы специалистов принимали, и сейчас это есть. Например, в нашем медицинском университете и иранцы учатся, и ангольцы, и кто угодно. Это нормально и это правильно, если за государственный счет есть возможность учиться в более прогрессивном месте. А по поводу стоимости обучения и штрафов — как оценить мозги деньгами? Может быть, один из уехавших станет нобелевским лауреатом — как оценить его потенциальные разработки?
Директор Института управления, экономики и природопользования СФУ, депутат городского Совета Евгения Бухарова считает, что право, которое дал президент, очень хорошее — «это окно возможностей для талантливых студентов».
— Инициатива хорошая, потому что сейчас возможность обучения за рубежом есть только у тех, кто выигрывает гранты президента или правительства. Они хоть и ежегодные, но их очень мало. У нас за три года только два человека выиграли этот конкурс. Либо такую возможность имеют студенты, чьи родители могут оплачивать обучение, — комментирует Бухарова. — Однако есть риски — это проходили не раз. Если государство вкладывает в студента деньги, то значит, связывает в будущем с ним решение определенных задач. Но есть риски, что найдутся обходные пути, чтобы не возвращаться.
При этом Бухарова не считает, что инициатива — принижение статуса отечественных вузов: «это, наоборот, поспособствует усилению конкурентной среды, и наши вузы будут тянуться к зарубежному уровню, чтобы студенты оставались здесь».
Ректор Красноярского государственного аграрного университета Николай Цугленок заочно спорит с Бухаровой по поводу надобности таких грантов и добавляет: наши вузы — не хуже тех же европейских.
— Не нужно никого отправлять за рубеж, потому что никто обратно не вернется, — уверен ректор. — Если понадобится, они и двойную, и тройную цену заплатят, но сюда больше ни ногой. Мы просто будем терять кадры, это точно. Меж тем наши вузы не уступают в мире никому — мы имеем ту же европейскую аккредитацию, такую же, как и любой европейский вуз. Тем более, наши кандидатские работы приравниваются к их докторским диссертациям. Как можно сказать, что наша научная школа хуже, чем там? Ни в коем случае!
В завершение Цугленок пояснил, почему все же, несмотря на относительно равное качество образования, многие все-таки стремятся учиться за пределами страны: «У нас единственный недостаток — нет денег. Если бы нам давали такие же... Хотя бы в пять раз меньше, чем зарубежным ученым... Мы бы мир перевернули нашими научными достижениями».
Михаил Губич, интернет-газета Newslab.ru