Главная
>
Статьи
>
Viewpoint: Танец там, где ты сейчас

Viewpoint: Танец там, где ты сейчас

24.04.2014
0

ViewpointНамечается целая неделя contemporary dance — в этом блоге вы еще увидите многочисленные руки, ноги, животы и вздернутые подбородки. Но сначала я расскажу про камерный концерт в правобережном ДК, организованный танцевальной лабораторией Viewpoint.

Про «Центр культурных инициатив», точнее про здание бывшего ДК Красцветмета, хочется рассказать отдельно. В глухом правобережье, несколько шагов до Енисея, зеленая улица, рядом с ДК заросший небольшой парк, в центре которого статуя — женщина держит в руках скрипку, мимикрирует под окружающие березы. За массивными деревянными с узорами дверями скрывается зал с мягкими креслами, сцена занавешена тяжелыми портьерами с зелено-советскими рисунками театральной ерунды. В соседних залах занимаются балетом дети — так что слышно, как они беспощадно орут и бегут по лестницам — пока в зале звучит надрыв, — и видно, как они свешиваются, любопытствуя, с балконов, уже надев шапки. В зале около 60 человек — кажется, что пусто, но если вспомнить, что на фильмы Германа приходили смотреть от 5 до 15 человек, то оказывается, это очень много, и сами организаторы потом признаются — ожидали, что никто не придет. В соседнем кресле мужчина ест лаваш, фотографов и людей с видеокамерами, кажется, больше, чем простых зрителей — на сцене показывают одноактные спектакли девушки из танцевальной лаборатории Viewpoint.

«Маша и социум» (26 минут) — спектакль, премьера которого была на прошлой «Айседоре» в конкурсной программе, о чем — понятно из названия. Главная вещь, выделяющая в принципе Машу из социума — это красный свитер. С этим свитером, как и с Машей, происходят постоянные движения: она смотрится в зеркало, улыбается, ее крутит в вихре окружения, ее постоянно тягают туда-сюда другие условные «маши», сначала отбирая друг у друга сигнал отличия, потом — впихивая обратно. Хореография символичная, но язык понятный, кажется, любому, а несколько вставок с синхронными передвижениями по диагоналям сцены просто потрошат изнутри.

Неудивительно, что на обсуждении спектаклей зрители назовут contemporary dance женским искусством — второй спектакль «В трех главах с эпилогом» (20 минут) очень женский, осознание этого приходит сразу и не уходит в ощущениях, подчеркивается хореографией и демонстрирует типично женский взгляд. Все хорошие хореографы — мужчины, преобладание мужского взгляда очевидно даже в фамилиях выбранных писателей. Это изначальная маскулинность посыла, подкрашенная феминностью впечатлений. «Чехов» — дамы (с собачкой?) сидят на стульях, по словам девушек — хотелось привнести театральности. «Достоевский» — одна лежит в неясной напряженной скрипучей позе, вторая держит ее голову на коленях и гладит руками, все остальные под током сходят с ума. У «Толстого» — как будто группа прачек, сеялок-веялок. Это не просто чувства или ощущения, это сформулированная и вытянутая из прозы женскость, которую смогли станцевать.

Кроме живых спектаклей, показали еще фильм «Дым» (хореограф Матс Эк, 1996, 20 минут) — классика современного танца, только структурированная, помимо прочего, еще и средствами монтажа. С одной стороны вмешательство в танец посредника в виде экрана дико мешает, с другой — добавляет значений, играя помимо тела еще и с пространством как с особым материалом.

После всего этого состоялся небольшой разговор с девушками Viewpoint — они вшестером сели на краешек сцены, некоторые даже не обувались, пока Сергей Мезенов бродил с микрофоном по залу. Кроме вопросов люди высказывали недоумение: почему так трагично? где мужчины? как это понять? Среди прочего выяснилось, что Маше про социум все приснилось, что девушки все-все придумывают вместе (то есть одного тирана-хореографа нет). Что импровизация — важная часть каждого спектакля, осознанно и с особым удовольствием предполагаемая в контексте выступления, — иначе скучно танцевать; партнерши чувствуют друг друга безупречно, и, если долго вместе танцевать (коллектив формировался в течение семи лет), между людьми появляются нити и отношения, где каждое тело — это информация, считывая которую можно станцевать все, что угодно.

Следите за новыми постановками и старыми спектаклями на новых площадках в группе (анонсы, правда, случаются реже отчетов о прошедших выступлениях).

Dance Yrself Clean

Рекомендуем почитать