Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
«Емельяново» и время для дискуссий

«Емельяново» и время для дискуссий

30.04.2014
8

29 апреля завершился приём заявок от инвесторов, желающих вложить деньги в модернизацию красноярского аэропорта «Емельяново». Теперь правительство будет рассматривать поступившие заявки. Теоретически «Емельяново» можно начинать модернизировать уже завтра: руководство аэровокзала за последние годы подготовило для этого все необходимое. Проекты нового терминала и перрона готовы и в апреле прошли Главгосэкспертизу. Инвестор был найден ещё в 2013 году. Но об этом знают специалисты и другие люди, которые, что называется, «в теме». А у горожан, между тем, остаются вопросы.

Зачем новый терминал в «Емельяново»?

Есть очевидный ответ на этот вопрос — потому что нынешний больше напоминает лакированный разгороженный ангар, чем современный аэровокзал. Более того: по сути нынешний терминал и является таким ангаром. Здание было построено в 1980 году как временный терминал для грузовых перевозок. Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. И вот уже 34 года постройка для разгрузки и погрузки изо всех сил старается быть аэровокзалом. Так что нет ничего удивительного в том, что «Емельяново» в его нынешнем виде не приспособлен к тому, чтобы оказывать услуги приемлемого качества пассажирам.

Но есть и другая сторона вопроса: аэропорт в нынешнем виде не может развиваться. Олег Шпагин, директор ООО «Аэропорт Емельяново», говорит об этом напрямую: «Мы уже сдержаны в развитии. Особенно в том, что касается пассажирских перевозок. В аэропорт серьёзных вложений за этот период, начиная с восьмидесятого года, не было. Поэтому он просто-напросто обветшал». Без современного международного терминала «Емельяново», например, не может открывать европейские рейсы. Из Новосибирска можно улететь уже несколько лет в те же Германию и Чехию, а из Красноярска — нет. И не потому, что у авиаперевозчиков нет интереса к Красноярску или у жителей города нет спроса на полеты в Европу, отнюдь. Просто есть определённые требования, которым «Емельяново» не соответствует, и косметическим ремонтом здесь не обойтись. Когда на федеральном уровне ведутся разговоры о создании пассажирских пересадочных хабов, то рассматривают Новосибирск и Екатеринбург, хотя Красноярск расположен более удачно. Увы, хотя перспективы развития колоссальны, «Емельяново» не всегда справляется даже с имеющимся пассажиропотоком. Поэтому пока красноярский аэропорт находится в таком состоянии, сливки с федеральных программ и с развития пассажирской авиации будут снимать жители других городов.

Как появился проект терминала?

Работа над проектом нового терминала началась в 2009 году, когда Красноярский край получил контроль над аэропортом, и к управлению предприятием было привлечено новое руководство во главе с Олегом Шпагиным. Новое руководство аэропорта получило в наследство производственный комплекс, в который за последние 20 лет практически не производилось никаких вложений. Как развивать аэропорт в ближайшие 10-20 лет? Так началась разработка мастер-плана для «Емельяново», документа, который для аэропорта выполняет ту же функцию, что и Генплан для города.

В 2009 году к работе привлекли специалистов немецкой компании Hochtief. В портфолио этого холдинга входят десятки спроектированных аэропортов. Кроме того, у немецких коллег есть практический опыт строительства и управления более десятка аэропортов по всему миру. Технические специалисты «Емельяново» совместно с немецкими экспертами Hochtief более года готовили мастер-план. Каждое решение, каждая цифра в итоговом документе — это итог колоссальной совместной работы. И, когда впоследствии специалисты из Международной Ассоциации Воздушного Транспорта (IATA), главные мировые эксперты в этой сфере, проводили аудит проекта по требованию губернатора, они подтвердили: все фундаментальные вещи действительно спланированы оптимально.

Нельзя ли обойтись без инвестора?

Когда в 2011 году работа над мастер-планом была закончена и был готов план капитальных вложений, он показал, что общий объем необходимых для модернизации аэропорта средств колоссален. Стало ясно: без внешних инвестиций «Емельяново» не модернизируешь.

Поэтому, начиная с 2012 года, руководство аэропорта два года подряд представляло проект на экономических форумах в Красноярске. Для «Емельяново» искали инвестора. И не обязательно бизнес-структуру: государственные вложения или частные инвестиции получит аэропорт — для чистой математики не имеет значения. Инвестор нашёлся: в 2013 году на X КЭФе компании «Ренова», «Интеррос», федеральные Минтранс и Росавиация, а также региональные власти подписали соглашение о создании в «Емельяново» международного пассажирского и грузового хаба.

Почему ещё не строим?

Параллельно с поиском инвесторов в 2012-2013 годах готовилась проектная документация строительства нового пассажирского терминала Красноярского аэропорта и прилегающего перрона — двух элементов, которые необходимо модернизировать прежде всего.

Проект строительства сооружения такого масштаба и сложности — очень объемный документ. Это не одна папка с расчётами и бумагами, и даже не десять папок, фактически, это целая «ГАЗель», гружёная документами. И две таких «ГАЗели» — проекты постройки терминала и перрона — проходили в Москве Главгосэкспертизу. Каждая цифра в них, все планы, все расчёты несколько месяцев проходили проверку на соответствие российским ГОСТам и СНиПам. И вот всего пару недель назад, в апреле этого года, оба проекта получили положительные заключения Главгосэкспертизы: всё верно, всё по правилам, строить — можно.

То есть модернизировать и терминал, и перрон можно было бы хоть завтра. Если бы не одна загвоздка: вопрос с инвестициями пока не решён. В тот момент, когда к модернизации аэропорта было готово буквально всё — проект, документы, инвестор, готовый вкладывать деньги, в краевом Заксобрании началась открытая публичная дискуссия о том, как же лучше всего обустроить «Емельяново». После бурных дискуссий был объявлен сбор заявок инвесторов. О сохраняющемся интересе к проекту Красноярского аэропорта сообщила «Ренова». В процессе сбора заявок появились и новые кандидаты в инвесторы — «Новапорт», «Базэл Аэро», «Аэроинвест» и «Кислородмонтаж». Теперь правительство будет выбирать из них лучшего. Сбор заявок продлился месяц, и сколько ещё займут дискуссии в правительстве края о преимуществах и недостатках каждого из предложений — неизвестно.

Что будет, если подождать?

Если решение об источнике денежных вложений в модернизацию аэропорта будет, как и обещал губернатор, принято быстро, то задержка ничем не грозит. Но если сейчас ситуация затянется на месяцы, то случиться может многое. Инвесторы, которые сейчас готовы вкладывать деньги, могут за это время вложить их в другие проекты. Может измениться экономическая ситуация в целом. Могут измениться ГОСТы и СНиПы, и Госэкспертизу придётся проходить заново — это снова месяцы согласований. А сейчас всё готово к тому, чтобы начинать строить хоть завтра. Но здесь от менеджмента аэропорта, разработавшего мастер-план, создавшего проекты, прошедшие Госэкспертизу, отыскавшего инвестора, теперь уже ничего не зависит. Решение за нынешним собственником аэропорта «Емельяново» — краевыми властями.

Остаётся надеяться

Начинать публичную дискуссию о судьбе «Емельянова» можно было и год назад, и два. Вся информация о ходе работы над проектом аэропорта была в открытом доступе. На двух экономических форумах подряд было заявлено: «„Емельяново“ нуждается в инвестициях». Пока шли небыстрые процессы проектирования и согласования, можно было долго и вдумчиво обсуждать, есть ли у края возможность вкладывать в аэропорт бюджетные средства или нет, кидать клич бизнесу, неторопливо выбирать из инвесторов самого-самого. Но если сейчас принятие решения об инвестировании в «Емельяново» из-за этого затянется, то, вполне возможно, грузовики документов годами будут ездить в Москву и обратно. И тогда красноярцы не то, что к Универсиаде, но и через пять лет будут жаловаться на всё те же проблемы давным-давно устаревшего терминала и летать за рубеж через Москву и Новосибирск. Остаётся надеяться, что власти сдержат слово, данное красноярцам, и решение будет принято быстро.

Евгения Шаховская

Возле международного терминала «Емельяново» запретили парковку

Рекомендуем почитать