Вот уже несколько месяцев я пытаюсь разобраться в ситуации со школьным питанием в Красноярске. Неоднократно направлял по этой теме запросы в различные инстанции, а глава города Эдхам Акбулатов включил меня в соответствующую рабочую группу.
Сегодня есть три способа привлечения организаций, которые занимаются школьным питанием: открытый аукцион для всех участников рынка, аукцион для субъектов малого предпринимательства и вариант заключения договора совсем без аукциона на один месяц. Законодательство позволяет это делать, аргументируя возможными чрезвычайными обстоятельствами. И часть школ в городе пользуется такой схемой, каждый месяц заключая новый «чрезвычайный» договор с одним и тем же подрядчиком.
Не готов утверждать, что в этом обязательно есть коррупция но, тем не менее, ситуация, на мой взгляд, странная. Какие такие «чрезвычайные» обстоятельства могут быть у школы каждый месяц?
Узнав о фактах заключения таких договоров, я попросил ряд школ обосновать законность и целесообразность своих действий. После этого они отказались от подобной практики и стали проводить аукционы. А ООО «Кулинар», с которым эти школы раньше работали по «чрезвычайной» схеме, написало на меня жалобу в ФСБ .
Кстати, выяснились другие интересные подробности деятельности этой коммерческой структуры. Например, то, что они откровенно паразитируют на муниципалитете, разместив два своих цеха прямо в школах и бесплатно используя там муниципальное оборудование.
Напомню, в свое время муниципалитет приобрел его, чтобы реформировать систему школьного питания. Было потрачено из бюджета около 20 млн руб. А теперь частная компания, получив доступ к этому оборудованию, не просто кормит данную конкретную школу, в которой оно установлено, а эксплуатирует его в своих коммерческих целях, работая «на сторону». Правильно ли это? Считаю, что нет!
Соответственно, я поставил перед «кулинарами» вопрос: если вы пользуетесь муниципальным имуществом, то необходимо платить в бюджет города соответствующую рыночную стоимость его аренды. Наверное, с учетом социального характера деятельности можно было бы обсуждать какие-то понижающие коэффициенты. Но невозможно ставить вопрос о бесплатном пользовании муниципальным имуществом. Это же не благотворительная организация, а ООО, то есть, коммерческое предприятие, целью которого является получение прибыли для собственников.
Однако вместо того, чтобы конструктивно воспринять мои замечания к своей работе, ООО «Кулинар» решило начать конфронтацию, причем таким нелепым образом.
Впрочем, я думаю, этот отдельный случай неадекватного поведения частника никак не повлияет на дальнейшую деятельность нашей рабочей группы. Сейчас мы собираем информацию по технологиям питания, которые применяются в разных школах, и по качеству этого питания.
В результате должна быть создана единообразная система. Ведь если в каких-то других вопросах схема «кто в лес, кто по дрова» еще возможна, то в таком важнейшем вопросе, как школьное питание, это недопустимо. И тут мы порядок навести должны обязательно, как бы некоторые «кулинары» нам не противодействовали.
Александр Глисков