Life After Beth, США, 2014
Режиссёр — Джефф Баена
В ролях: Дэйн ДеХаан, Обри Плаза, Джон Си Рейли, Молли Шэннон, Анна Кендрик, Мэтью Грей Гублер
Продолжительность — 89 мин.
И снова про любовь и смерть в юном возрасте — правда, в отличие от фильма «Виноваты звезды», в момент смерти любимого человека «Если твоя девушка — зомби» только начинается. Ну, и есть много других отличий, в плане качества, да.
В целом «Если твоя девушка — зомби» совершенно очевидным образом смоделирована по образу и подобию фильма Эдгара Райта «Зомби по имени Шон», как раз недавно отметившего своё десятилетие. Такой же каламбур с именем главного героя в названии, с трудом переводимый на русский, такой же рискованный микс жанров, с трудом поддающийся чёткому описанию, такое же стремление использовать зомби-апокалипсис и зомби-жанр для более-менее серьёзного разговора о совсем других, более личных и глубоких вещах. Есть, впрочем, и ключевая разница. В «Шоне» режиссёр-дебютант Райт блистательно взбивает все свои идеи в захватывающее, остроумное, невероятно изобретательное и в целом здоровское кино. У режиссёра-дебютанта Баены в «Девушке» набор интересных идей категорически отказывается складываться в неплохое кино.
Справедливости ради, манёвр, на котором Баена срезается, не самый простой на свете — он вкручивает зомби-апокалипсис в разреженную, минималистичную, мизантропическую комедию нравов, в которой практически все герои чуточку гипертрофированы. Населяя своё кино персонажами с большим количеством недостатков, Баена не столько хочет привести их к свету и изменениям к лучшему, как тот же Райт, сколько этак по вуди-алленовски их высмеять и показать, к каким катастрофам приводит их неразумное поведение. Но желчный тон — коварная штука; его нужно уметь чем-то уравновешивать. Баена не умеет, поэтому «Девушка» с самого начала, ещё до того, как скончавшаяся на титрах Бет бодро возвращается из могилы, становится вычурной и сложно переносимой в своём морализаторстве.
Когда же Бет возвращается и начинает коммуницировать с окружающими её людьми, параллельно понемногу превращаясь в безмозглое кровожадное чудовище, Баена совсем теряет из виду ту важную грань, за которой смешное превращается в страшное. Скажем, ему кажется смешным, когда в самом разгаре семейного диспута с родителями и бойфрендом девушка вдруг выходит на улицу прямо сквозь стеклянную дверь, чтобы там походя загрызть кого-то и вернуться прямо в дискуссию, как ни в чём не бывало — уверенность, которую вряд ли разделит большинство зрителей.
Интересных находок в фильме хватает — в нём приятно выдержана несколько странноватая, чуточку болезненная атмосфера, красиво озвученная гитарным зудением группы Black Rebel Motorcycle Club, и есть как минимум одна без дураков отличная сцена, когда в дом родителей главного героя возвращаются сначала покойный дедушка, а потом и бывшие владельцы их дома. Есть и интересные особенности поведения мертвецов, но про них Баена как-то забывает на полдороги. Это довольно симптоматично для большинства его идей — вроде бы это интересно придумано, и это тоже, но конечному фильму это никак не помогает. В конце концов, финальный посыл «Если твоя девушка — зомби» звучит примерно так — когда уходит девушка, начинается конец света, но как только появляется другая, сразу же всё становится хорошо. Если вы хотите посмотреть странноватую зомби-комедию с подобным посылом, то вам сюда.