«Прогулки романтика» — не совсем, наверное, ретроспектива, скорее — попытка выстроить хоть какое-то представление о художнике. И, в данном случае, «какое-то» — это отдать разные стены под разные образцы: что-то не вошло, что-то не подошло и в итоге получилось, к сожалению, чуть менее разнообразно, чем до этого было в Москве и Владивостоке. И тем не менее, есть документация световых инсталляций, есть фотографии уличных работ, есть видео, смонтированные самим художником, есть воспроизведенное, есть стена, посвященная портретам музыкантов, и еще пара произведений, не укладывающихся в общий ряд, но подхваченных умелой рукой куратора (Полина Борисова). Это тот самый случай, когда искусство: уличное и как бы чуждое музею, выглядящее уже слишком документирующим само себя — оказывается очень уместным.
Паша 183 — Павел Пухов — художник стрит-арта из семьи, имеющей прямое отношение к искусству (в роду — иконописцы, учителя рисования), считающий, что бумага не может передать всех мыслей, вышел на улицы, за пять лет сделал невероятное количество работ, многое доделать не успел, в прошлом году скончался (ему было 29 лет). Большинство произведений безвозвратно утеряно, некоторые спасены в его же фотодокументациях, что-то сохранилось, но осыпается, а что-то благодаря трепетным рукам сочувствующих оставлено на улицах. Самые известные работы: шоколадка «Аленка» вместо бетонной плиты, крылья на автобусных остановках (воспроизведенные в Красноярске), очки на снегу — частично нарисованные, вместо дужки — фонарный столб. Часто работающий с невероятными идеями, по словам куратора, Паша 183 прежде всего инженер — он, например, придумал и собрал генератор, от которого питался проектор, или пытался сделать работу с motion capture. Эти пространственные рассуждения, кажется, можно по пальцам пересчитать, но все они удивляют своей изобретательностью и, в некотором роде, магией.
Вот, например (на выставке — ленты фотографий): попытка уйти в катакомбы, то есть углубиться под Москву, где художник ничего не хотел менять, ловил мгновение, из чего родилась целая серия работ с проектором: на стены, на деревья, на дым, в конце концов, проецировалось изображение, и ужасающие места, спальные уголки преображались. Или видео, в котором фиксируется процесс создания работы «Торт» — розовый бант, «повязанный» поперек двора, прямо по снегу — ускользающая вместе с теплотой, растраченная на несколько дней работа; и видео здесь — еще один способ исследования. Отсюда же — остающийся за кадром факт из другой истории, в которой художник простоял все время в воде, пока делал огромную работу на стене. Есть фотография, документирующая один из сохранившихся «объектов»: нарисованные на «брошенных» сваях непостроенного дома часы и несколько черт человеческого лица, появляющиеся с одной конкретной точки — словно можно разглядеть кого-то только стоя у черты, но этот кто-то, под стук часов смотрит вечно — должно быть бешеное пространственное мышление, чтобы создавать подобное. Теперь все это хранится на сайте, с авторскими подписями, фрагменты которых, крупными буквами, стали частью выставки.
Среди прочего в экспозиции есть две воспроизведенные работы: один большой рисунок, черный на белой стене (помог красноярец Захар Евсеев) и вторая — «Машина времени»: шкаф с надписями на боках (стихи Андрея Макаревича), внутри — девочка, которая как бы зависла перед выходом в неизвестность, и перед ней на зрителя вытекают реки — времени. Идея читается, смысл появляется во взаимодействии, но интересно здесь и другое: мимо ходят зрители, случайно задевая за дверцы шкафа, и смотрительница, отвечающая за этот кусок экспозиции, постоянно подходит и заботливо поправляет: открывает. То есть машина времени действительно работает, идеи остаются в веках — раньше вынужденные быть с приставкой «анти», они теперь, кажется, там, где надо.
Выставка будет работать до 31 декабря, сходите обязательно