The Hunger Games: The Mockingjay, pt. 1, США, 2014
Режиссёр — Фрэнсис Лоуренс
В ролях: Дженнифер Лоуренс, Джош Хатчерсон, Лиэм Хэмсуорт, Филипп Семйур Хоффман, Джулианна Мур, Сэм Клафлин, Джеффри Райт, Дональд Сазерленд, Вуди Харрельсон, Элизабет Бэнкс
Продолжительность — 123 мин.
В интересном мире мы с вами сегодня живём — даже на такой вроде бы максимально далёкой от любых военных действий работе, как культурный обозреватель, так или иначе сталкиваться с войной приходится каждый день. Послушал новый альбом — он про войну. Пошёл в кино на продолжение популярного голливудского блокбастера — там тоже про войну.
В «Сойке-пересмешнице» «Голодные игры» выруливают на финишную прямую — так что да, здесь уже не до шуток и не до развлечений, столкновения между тоталитарным государством и свободолюбивыми повстанцами перерастают в настоящий вооружённый конфликт. Решающая финальная битва, судя по всему, оставлена до следующего ноября, а «части 1» достался в основном низкий старт — Китнисс оплакивает погибший родной дистрикт, переживает о брошенном в Капитолии Пите, пытается сжиться с предлагаемой ей ролью символа неотвратимо грядущей революции.
Если пересказать перипетии первой «Сойки-пересмешницы» максимально сухо, получится довольно куце — но режиссёр Лоуренс ловко выкручивается из ситуации, в которой все завязки уже остались позади, а все кульминации отложены ещё на год. Это угрюмое, убедительно-мрачное кино, которое компенсирует сравнительное отсутствие действия осязаемой атмосферой всё более сгущающегося злого рока. Плюс именно здесь становятся, наконец, видны истинные масштабы замысла писательницы Коллинз. Если в первых двух частях «Голодные игры» ещё вполне исчерпывались прилепленным к ним ярлыком «антиутопия для старшеклассников», то в «Сойке-пересмешнице» поднимаются уже значительно более интересные и сложные вопросы. Оказывается, «Голодные игры» не столько про тоталитаризм, сколько про взаимоотношения человека и государства в любом виде государственного устройства — которые всегда будут более-менее одними и теми же; человек нужен государству как средство достижений собственных целей, точка. Предводители революции, может, и движимы более благородными целями, нежели президент Панэма, но их методы использования Китнисс в достижении этих целей совершенно не отличаются от его методов. Каким образом этот очевидный пока для зрителей, но не для героини конфликт разрешится в финальной части — реально интересно.
В остальном «Сойка-пересмешница» — кино, с потрохами принадлежащее всего двум людям, и оба они носят фамилию «Лоуренс». Режиссёр Лоуренс бесстрашно сгущает краски в блокбастере для юношества и снимает военные действия так же мощно и страшно, как если бы снимал кино про войну невыдуманную (есть, скажем, страшнейшая сцена бомбёжки, данная целиком из бомбоубежища). Актриса Лоуренс отменно смотрится на крупных планах и уверенно несёт на себе историю, требующую от неё довольно сложной гаммы чувств. Вдвоём они делают так, что двухчасовую преамбулу к главному, которое наступит только в «Сойке-пересмешнице, часть 2», можно с интересом смотреть и без главного.
Вердикт — самая уязвимая — первая половина эпического финала, в которой, собственно, ещё нет самого финала — и в то же время самая мрачная (пока) часть «Голодных игр»