Недавно был принят Закон Красноярского края «О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления», в котором прописано, что главы муниципальных образований в Красноярском крае избираются из состава представительного органа. Иной порядок может быть установлен, если большинство муниципальных депутатов примет соответствующее решение и обоснует его перед краевыми депутатами. Эта поправка определяет твердую политику Красноярского края в отношении формы выборов глав районов. Мы попросили прокомментировать это событие главу Ужурского района Газилю Кузнецову.
Газиля Нафисовна, как оцениваете изменения?
В выборах важна не форма, а содержание. Сегодня обстановка в стране складывается так, что лишние потрясения в виде местных майданов сейчас не нужны. На выборах губернатора мы оказали действительно всенародную поддержку Виктору Александровичу Толоконскому, мы должны его и дальше поддерживать в выводе края из глубокой финансовой ямы. Ведь эти проблемы отражаются и на нашем местном бюджете: все-таки 73% дотационности говорит о глубокой зависимости от края.
У губернатора были веские причины принять такое решение. Я думаю, что это и поручение президента нашей страны: деполитизировать муниципальные власти, развернуть их на хозяйственную работу. Способ избрания главы муниципального образования из числа депутатов представительного органа дает возможность губернатору контролировать работу главы, а при необходимости и снять его, как это уже произошло в ряде территорий. России сейчас очень непросто, и мы должны сплотиться, мы не имеем сейчас права ставить свои личные амбиции выше государственных.
Кроме того, эта поправка определяет такой же порядок избрания глав сельсоветов. Тут я, как глава района, двумя руками «за», и вот почему. Вспомните предвыборные обещания кандидатов. И какая часть избранных потом смогла их реализовать? В главы попадали не те люди, которые шли по принципу «попробую — не получится — уйду». Они уходили, а территория на полгода «выпадала» из районной жизни. Были ведь и дополнительные расходы на выборы, а это от 40 до 100 тыс. рублей бюджетных денег, которых и так не хватает. Поэтому такая форма избрания, при «запасной» скамье кандидатов, будет дополнительно мотивировать руководителей муниципалитетов всех уровней на добросовестное исполнение своих обязанностей.
Как относитесь к тому, что в Ужурском районе идет сбор подписей за прямые выборы главы?
Спокойно. Сегодня нет ни экономических, ни политических предпосылок для высказывания недоверия действующей власти. Если говорить о качестве жизни наших жителей, то как раз в последние годы положение дел стало меняться к лучшему. Об этом говорит статистика: бюджет района с 2009 года увеличился более чем на 30% и составил в 2013 году 1 млрд рублей. В районе после многолетнего застоя прошли масштабные капитальные ремонты, появились новые объекты социальной инфраструктуры — это и детские сады, и многоквартирные дома, и модульные фельдшерско-акушерские пункты.
Предвижу возражения оппонентов, что, мол, глава района здесь ни при чем. Но это идет от непонимания полномочий районной власти. Район — это как большой оркестр, если дирижер умеет грамотно им управлять, то и играть он будет слаженно. Дирижер не должен сам играть на скрипке или бить в барабаны, смысл его работы — организовать и создать условия, чтобы слаженно звучал весь коллектив. У нас, в Ужурском районе, именно так сейчас и происходит: районная власть создает условия, чтобы поселения работали в лучших условиях.
Что касается сбора подписей, то любое обращение народа, устное и тем более письменное, — это всегда аргумент. Но манипулировать этим в целях решения своих интересов нельзя! Люди должны понимать, что последует за сбором подписей. По мановению волшебной палочки и по желанию определенного круга лиц законы не меняются. Инициативная группа должна будет привести очень весомые аргументы краевым депутатам, губернатору края, доказывая, что Ужурский район должен жить по своим правилам и выбирать главу на прямых выборах.
Очевидно, что в районе есть оппозиция действующей власти, и в последнее время она значительно активизировалась. Как вы к этому относитесь?
Наличие оппозиции — это нормально. Она не дает власти, во-первых, застояться, а, во-вторых, помогает в интересах жителей решать проблемы. Я понимаю, что сегодня не всё в нашей медицине или образовании в полной мере отвечает ожиданиям общества. Но только ли в этом вина власти? Местное самоуправление — это власть на месте, это все мы. А всегда ли мы делаем нашу ежедневную работу так, как должно? Поэтому, справедливо требуя к себе уважительного отношения, нужно понимать, что это проблемы не только власти, но и лично каждого жителя. И решать их нам надо всем вместе.
На мой взгляд, действующая сейчас в районе оппозиция зачастую неконструктивна, и это приводит к кризисным явлениям в общественной жизни. Ужурская районная власть сегодня не соглашается жить под диктовку депутата Законодательного Собрания, директора ЗАО «Солгонское» Бориса Владимировича Мельниченко. Все обращения к районному Совету, ко мне лично о принятии волевых решений, сводятся к одному — решению круга проблем, который имеется у «Солгонского». Но он-то как раз и очертился в результате ранее принятых «волевых» решений, и этот круг придется разорвать, приведя в соответствие с законом. Напомню, что в Ужурском районе существует только одно государственное сельхозпредприятие — ФГУП «Михайловское». Все остальные частные, там «закон» — слово руководителей. Хочу добавить, что районная власть в общем-то выстроила нормальные отношения со всеми руководителями хозяйств, и только с Борисом Владимировичем как-то не получается... Так, может, причина не во власти, а в подходах к решению проблем пресловутым «волевым способом»?
Как вы относитесь к прямым выборам главы района?
Наверное, будет справедливо вспомнить, что до меня в районе глав на протяжении 15 лет выбирали на прямых выборах, и эти годы оказались самыми «застойным». Были такие весомые просчеты власти, как потеря для экономики района мясокомбината, маслозавода, Учумского и Малоимышского совхозов. Тогда сельских бюджетников лишили паев в акционерных обществах района, а чиновникам покупали квартиры за счет районного бюджета. Действующую власть, когда глава района избрана из числа депутатов представительного органа, в подобном обвинить, слава богу, нельзя.