Hector and the Search for Happiness, Великобритания/Германия/Канада/ЮАР, 2014
Режиссёр — Питер Челсом
В ролях: Саймон Пегг, Розамунд Пайк, Тони Коллетт, Стеллан Скарсгард, Жан Рено, Кристофер Пламмер, Минь Чжао
Продолжительность — 120 мин.
Есть такая популярная в социальных сетях разновидность подмены — когда великим людям на умильных картиночках или под видом «правил жизни» приписывают какие-нибудь глубокомысленные банальности. «Путешествие Гектора в поисках счастья» — киношный вариант такой практики, с поправкой на то, что здесь глубокомысленными банальностями заставляют изъясняться не мертвых великих людей, а живых хороших артистов.
Поиск счастья — тема вечная и актуальная для каждого из нас. Так что потенциально история о психиатре, который, движимый смутным ощущением неудовлетворённости от того, что его работа никак не делает людей счастливее, отправляется в путешествие по миру в поисках того, что же может иметь для людей такой эффект, смотрится довольно неплохо, особенно в комплекте с этим актёрским составом. На деле же авторы «Путешествия» подходят к своей главной теме невероятно, местами даже раздражительно поверхностно. Слово «счастье» и все прочие от него образованные сыплются с экрана с невероятной частотой, но зритель отчего-то испытывает несколько иные эмоции.
В поисках счастья англичанин Гектор отправляется сначала в Китай, потом в Африку, а оттуда в Америку — кокетливым молчанием о стоимости этакой поездочки по трём континентам фильм намекает, что организация такого марш-броска не особенно сказалась на финансовом положении Гектора — где знакомится, скажем так, с местной культурой. И что же он видит? Китай — это роскошь ночной жизни, красивые проститутки и монахи в горах, у которых, впрочем, есть «Скайп». Африка — это бедность, гуманитарные работники и наркоторговцы с «калашниковыми». Дорога к счастью, оказывается, лежит через череду самых общих культурных стереотипов западного человека.
«Я покажу тебе настоящий Китай», — говорит Гектору встреченный в самолёте бизнесмен-миллиардер; и ведёт его после этого в дорогущий шанхайский ночной клуб для элиты. Кем надо быть, чтобы считать, что настоящий Китай можно найти именно в таких местах, фильму разбираться недосуг — ему важнее подсунуть Гектору какое-нибудь лёгкое приключение, по итогу которого можно написать глубокомысленную фразу в блокнотике. «Счастье — это когда тебя любят таким, какой ты есть». «Иногда счастье — это не знать всю историю».
В сюжете «Путешествия» достаточно мелких совпадений, оказывающихся жизненно важными в нужный момент, и эпизодов, когда Гектор становится не только наблюдателем событий, но и участником, так что смотреть его довольно нескучно. Ну, и тот факт, что эту поездку мы совершаем в компании Пегга, Пайк, Коллетт и Рено (Скарсгарду, увы, особо даже негде развернуться со своим персонажем), делает её значительно терпимее — но всё же в основе своей, в той истории, которой авторы предлагают нам сопереживать, «Путешествие Гектора в поисках счастья» остаётся штукой дико поверхностной и неприятно снисходительной.
Гектор не столько узнаёт что-то новое, сколько находит подтверждение самым общим местам — сам оставаясь в процессе по большей части таким же общим местом, не столько персонажем, сколько набором характеристик, которые периодически меняются по ходу фильма в зависимости от нужд той или иной сцены. Скажем, совершенно неясно, почему человек, живущий застёгнутой на все пуговицы жизнью, как нам описывают его в завязке, в самолёте в своём первом самостоятельном путешествии в одночасье превращается в комически неуклюжего идиота, стукающегося обо всё подряд. И Пегг, при всём его довольно мощном шарме мужчины-ребёнка, этакого живого мультяшки, так и не находит единого внутреннего стержня своего персонажа.
Также и лучисто-прекрасная Пайк увлечённо изображает преувеличенную жизнерадостность, почти скрывающую постоянный внутренний страх потерять своего любимого, но, кажется, так сама до конца и не понимает, откуда этот страх должен был взяться. То есть, с этими же персонажами, этими же сюжетами, этими же туристическими направлениями можно было бы вполне сделать довольно глубокую и небанальную историю — о том, как что-то неясное гонит людей в неизвестную даль, как не замечается самое важное и дорогое, как в постоянной погоне за кажущимися необходимыми фантомами, расфасованными в понятные упаковки из слов и картинок командой виртуальных маркетологов, незаметно утекает сквозь пальцы жизнь. Авторы же «Путешествия Гектора в поисках счастья» предпочли стать теми, кто как раз и фасует в красивые картинки тысячу раз проговорённые банальности. Ну, их право.
Вердикт — размышление о счастье с участием хороших людей — отчасти милое, но ужасно поверхностное