Красноярцам решили не давать право обсуждать желание мэрии потратить деньги на что-либо стоимостью свыше 50 млн руб. Проект Горсовета, который предусматривал подобные слушания, не нашел поддержки у большинства народных избранников. Основные противники — строители, которых напугал общественный контроль, как они выразились, «городских сумасшедших». Именно так воспринимают активных земляков отдельные застройщики.
Вопрос о необходимости общественных обсуждений при закупках товаров и услуг для муниципальных красноярских нужд как-то затерялся в повестке вчерашней сессии городского Совета. Всех волновал лишь бюджет и тема выборов мэра Красноярска. Но оказалось, что именно в этом пункте повестки Горсовет показал себя во всей красе.
— Суть проекта в том, чтобы все закупки стоимостью свыше 50 миллионов рублей, которые будут производится за счет бюджетных средств, выносить на общественные обсуждения, — рассказал коллегам заместитель председателя Горсовета Александр Глисков. — Тем самым мы вовлекаем наших избирателей в общественную жизнь Красноярска. Кроме того, мы предпринимаем превентивные меры, чтобы у нас не появлялись детские сады, больше напоминающие собачьи будки.
Любопытна история стоимости муниципального заказа, который предполагалось отдать на суд общественности. Изначально планировалось согласовывать с гражданами покупки от одного миллиона рублей. Однако разработчики законопроекта пришли к выводу, что тогда придется проводить общественные обсуждения тысяч закупок.
— 50 миллионов рублей предполагают, что мы будем обсуждать около 40 закупок в 2015 году. В том числе — строительство детских садов, школ. И по итогам этих обсуждений администрация должна будет либо согласиться с теми рекомендациями, которые дадут жители Красноярска, либо мотивированно объяснить, почему она эти рекомендации не принимает, — резюмировал Глисков и добавил, что пока все это эксперимент. Но эксперимент позволит сэкономить не один десяток миллионов бюджетных рублей.
Первым возмутился депутат-строитель Владимир Егоров, который заявил, что общественные осуждения могут затянуть процесс принятия решений.
— Пока мы все обсудим, год и кончится. Нельзя так делать. Давайте строительство исключим, — предложил депутат.
В ответ на это Глисков рассказал, что проект разработан таким образом, что ничего тормозиться не будет, поскольку общественные обсуждения «будут начинаться не когда закупку объявили, а когда администрация сформировала план закупок».
— Если завтра администрация города нам скажет, что хочет купить кучу автомобилей — в лучшем случае «Камри», а в худшем «Мерседес», то это станет предметом общественного обсуждения, — добавил зампред Горсовета.
Далее у депутата Артема Бадюкова возник вопрос — а как планируется проводить столь большое количество слушаний, если обычно на них трудно хоть кого-то собрать? Глисков ответил, что обсуждения предполагается проводить в два этапа — на сайте Горсовета и в очном формате.
Еще один депутат-строитель — Разим Абасов — также выступил против обсуждения закупок именно в части своих профессиональных интересов. И тут в поддержку Глискова выступил Аркадий Волков, который зачитал тезис о значимости общества в жизни страны из последнего послания президента Путина Федеральному Собранию.
— Это правильная инициатива, — добавил уже свое мнение Волков. — Тем более учитывая то, как она всколыхнула наших застройщиков, нужно поддержать ее с удвоенной силой.
— По поводу того, что гражданам «фиолетово». Здесь важно само наличие такого механизма, — высказался Сергей Толмачев. — Людям то «фиолетово», то наоборот, становится очень важно. Поэтому главное — возможность таких обсуждений. А они будут разными — то очень большими, как по Генеральному плану, когда нам не хватило помещений, то скромными.
Застройщик Александр Коропачинский сходу дал всем понять — он является противником любых общественных обсуждений. Соответственно и этот проект поддерживать не будет.
— Наше население не готово. Состав тех, кто приходит на слушания, давно известен — это городские сумасшедшие, заинтересованные и люди, кого попросили прийти, — нарисовал портрет красноярского общественника Коропачинский.
— Закон недоработан! Давайте конкретизируем, что попадает под него! Это популистическая мера! — вновь занегодовал Егоров. Хотя все его негодование свелось все к тому же — исключить строительство.
— Кто вам не давал подключиться и доработать этот проект? Мы его год дорабатывали! — возмутился в ответ Виталий Дроздов. — Вас специально нужно приглашать?
В итоге договориться со строителями сторонникам общественных обсуждений крупных трат из бюджета Красноярска не удалось. Тем более что к негодующим застройщикам примкнули члены фракции «Патриоты России». Их хоть и становится все меньше и меньше, но могучей кучкой они остаются.