4 года и 4 месяца прошло с момента, когда в Красноярске появилось первое высокотехнологичное медицинское учреждение, оснащенное в соответствии с мировыми стандартами — Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии. Следом, в декабре 2011 года на территории Краевой клинической детской больницы свои двери открыл Перинатальный центр, самый большой родильный дом на территории края, рассчитанный аж на 190 коек. И, наконец, в феврале 2014 года в Красноярске были сданы первые новые корпуса Онкологического диспансера. Лечиться в них — и бесплатно — могут все, кому это требуется. Означает ли это, что красноярская медицина совершила прорыв?
Первым делом — дела сердечные
Порядок строительства профильных лечебных учреждений определялся медицинской статистикой и основанной на ней стратегией правительства. Так, сердечно-сосудистые заболевания занимают первое место в структуре смертности среди населения России. Поэтом с 2006 года было запланировано строительство 15 федеральных кардиоцентров: в Пензе, Астрахани, Калининграде, Челябинске, Красноярске, Саратове, Перми, Хабаровске и других городах. Все эти клиники похожи друг на друга как близнецы-братья: они возводились по единому плану и состоят из 327 готовых модулей, привезенных из Германии, которые осталось лишь собрать в месте установки.
В Красноярском центре сердечно-сосудистой хирургии имеется пять операционных, три из которых предназначены для работы в условиях искусственного кровообращения, и два зала с ангиографическим оборудованием для проведения инвазивных операций.
Для работы красноярского кардицентра была собрана команда из местных врачей и специалистов, специально приглашенных работать по контракту из других городов. Кардиохирурги больницы регулярно проходят стажировки в Европе и Америке, осваивая новые методы оперативных вмешательств. Кроме того, центр нередко приглашает зарубежных гостей в Красноярск для проведения мастер-классов и показательных операций.
Для жителей Красноярского края новая больница стала воистину долгожданным подарком — теперь для лечения большинства сложных пороков и патологий сердца не нужно ехать в Новосибирск или столицу, все консультации и процедуры можно пройти в одном месте. Посетителей кардиоцентра изумляет и уровень сервиса в кардиоцентре: безупречно вежливый персонал, просторные палаты, современная техника, в кои-то веки вкусная еда в больничной столовой. Для детей — игровые комнаты и отдельная койка для сопровождающего родителя. Единственное, что вызывает нарекания — небывало строгий пропускной режим, который оставляет в недоумении даже «бывалых» пациентов краевой больницы: здесь время от времени возникают проблемы с визитами родственников, которым могут отказать в проходе на территорию больницы.
За время работы кардиоцентра его специалисты провели несколько уникальных операций, таких как устранение фибрилляции предсердий торакоскопическим доступом, удаление гигантской аневризмы брюшной аорты, замена митрального клапана через мини-доступ, имплантация бесшовного аортального клапана. К 2012 году клиника освоила все известные в мире направления детской кардиохирургии. На сегодняшний день федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии выполняет около 5 тысяч операций в год в соответствии с количеством квот, выделяемых Минздравом: итого за время работы здесь было проведено около 18 тысяч хирургических вмешательств на сердце и сосудах. Как результат — ощутимое снижение смертности (примерно вдвое) по причине сердечно-сосудистых заболеваний на территории Красноярского края.
Новая жизнь
Потребность в специализированной помощи для будущих мам и новорожденных в Красноярском крае трудно переоценить — несмотря на то, что в регионе несколько лет назад сложилась положительная демографическая ситуация (на 36 тысяч смертей приходится 40 тысяч родов в год), проблем в сфере родовспоможения по-прежнему хватает. Причина — в европеизации образа жизни населения: средний возраст, в котором женщины решаются на рождение первенца, продолжает увеличиваться, а с ним — растет и количество потенциальных проблем во время беременности и родов.
В 2007–2012 годах в рамках национального проекта «Здоровье» построено и оснащено 2 федеральных, а также 22 региональных перинатальных центра, среди них — и красноярский. К 2014 году обещали построить еще около 8 клиник, однако возникли сложности с финансированием, и завершение проекта теперь отложено еще на несколько лет. В этом смысле, нам повезло — хотя перебои с выделением денег на строительство тоже случались. В конечном итоге перинатальный центр был сдан в эксплуатацию в конце 2011 года, причем в отличие от кардиохирургического, строился он с учетом территориальных особенностей по индивидуальному проекту: с возможностью разместить 190 пациенток с детьми. Такое «расширение» оправдано — по словам министра здравоохранения края Вадима Янина, 70% случаев беременности в нашем регионе проходят с отклонениями. Таким образом, показания для специализированной помощи есть у 8 тысяч женщин, проживающих на территории Красноярского края, ежегодно, в то время как мощности единственного перинатального центра позволяют принять лишь 3 тысячи пациенток. Благо, по-прежнему есть надежда на появление аналогичных клиник в Ачинске и Норильске (сроки осуществления этих проектов пока не названы).
При строительстве красноярского перинатального центра применялись передовые технологии, направленные на комфортные пребывания мам и новорожденных. Автоматические двери, снижающие вероятность передачи инфекции с рук врачей и пациентов, липкие коврики, собирающие грязь даже со сменной обуви, единственные на весь край функциональные устройства с подогревом для перекладывания пациенток с каталки на операционный стол, одноместные палаты для родильниц с индивидуальными пеленальными столиками и удобными раковинами для подмывания младенцев, бесплатный wi-fi на территории всей клиники и многое другое.
Помимо сверхсовременных операционных и диагностических кабинетов, здесь есть два отделения для недоношенных детей, оснащенными инкубаторами для детей весом от 500 граммов, в которых создаются условия, максимально приближенные к внутриутробной жизни: с защитой от шума и яркого света, с постоянным контролем температуры и влажности, специальными приспособлениями для сохранения «внутриутробной» позы младенца, кормления и мониторинга состояния малышей. ТС начала работы центра здесь выходили около 600 недоношенных детей.
По словам главного врача центра Андрея Павлова, стереотип о том, что младенцы, рожденные на несколько месяцев раньше срока, обречены на гибель или пожизненную глубокую инвалидность, неверен. «К сожалению, 80% таких детей действительно погибает вскоре после рождения, однако из оставшихся 20%, лишь половина имеет грубые нарушения развития, приводящие в дальнейшем к инвалидности. Оставшиеся 10% при правильном уходе быстро догоняют в развитии тех малышей, которые появились на свет своевременно. Наша задача — сделать все возможное, чтобы спасти таких ребятишек, чтобы преждевременные роды не стали трагедией для семьи».
За четыре года работы в перинатальном центре на свет появилось уже более 9,5 тысяч детей. С весны 2014 года кардиохирурги учреждения начали самостоятельно проводить операции по устранению врожденной патологии у младенцев — открытого артериального протока.
Из немногочисленных недостатков, связанных со строительством и организацией работы перинатального центра, можно отметить отсутствие автономной системы отопления и подачи горячего водоснабжения на территории центра, а также некоторую обособленность кафедр акушерства Красноярского медицинского университета (по признанию самих врачей больницы, студенты принимают мало участия в практической деятельности, ограничиваясь преимущественно теоретическими занятиями).
Онкология — не приговор
Злокачественные опухоли — еще один бич России. Заболеваемость по этой группе недугов в 2013 году составила 362 случая на 100 тысяч человек — и этот показатель, к сожалению, продолжает расти. Виной всему — неблагополучная экологическая обстановка, проблемы с доступностью медицинской помощи и — куда без этого — большое количество вредных привычек, увеличивающих риски и ухудшающих прогнозы. Наиболее распространенными в Красноярском крае являются злокачественные опухоли дыхательной системы, молочных желез, кожи и предстательной железы. По причинам смерти на первом месте — снова новообразования трахеи, легких и бронхов, за ними следует рак желудка, на третьем месте — онкологические заболевания молочной железы.
В свете таких показателей реконструкция онкоцентра уже давно стала насущной задачей. Первые разговоры о строительстве новых корпусов в Зеленой роще Красноярска начались еще в 2008 году: уже тогда старые помещения находились в плачевном состоянии. Огромные очереди в регистратуре (к слову, краевая поликлиника онкоцентра была перестроена из бывшего общежития), плесень на стенах в операционных и общее гнетущее впечатление от посещения медицинского комплекса на улице Смоленской лишь усугубляли депрессию пациентов, столкнувшихся со страшным диагнозом. С тех пор много воды утекло: случились история с точечной застройкой на территории онкоцентра, был отвергнут первый неудачный проект учреждения (тут отчасти повторилась история с перинатальным центром). В конечном итоге все проблемы были решены, и в феврале 2014 года новые корпуса больницы приняли первых пациентов.
Если кардиоцентр был типовым проектом, а при строительстве перинатального первоначальный план был дополнен с учетом местных потребностей, то онкоцентр стал эксклюзивным по всем статьям. Задача состояла не в том, чтобы попросту заменить старое здание на новое, а в том, чтобы трехэтапная последовательность возведения современных корпусов и последующий переезд не повлияли на лечебный процесс. Строительство велось на территории действующей больницы, и делегации врачей в свободное от приема пациентов время то и дело инспектировали выполнение работ. По словам заместителя главного врача Елены Гаас, речь шла не только о пожеланиях со стороны медперсонала: «Мы бились не на жизнь, а на смерть — за напольное покрытие надлежащего качества, немецкую краску для стен, которая не смывалась бы после мытья дезинфицирующими средствами, двери в кабинеты и даже ёршики для туалетов. Нам пришлось стать специалистами в тех сферах, в которых раньше врачам разбираться не приходилось».
Тщательный контроль за ходом строительных работ со стороны руководства онкоцентра и краевого правительства оправдался. «Нам не стыдно приглашать к себе в гости зарубежных коллег, да им и самим интересно, как мы тут обустроились, — признается главный врач Андрей Модестов. — А коллеги из построенных ранее специализированных центров отмечают, что и ремонт у нас тут лучше, и некоторые важные детали учтены, которых нет у них».
И действительно, на территории онкоцентра есть своя собственная котельная, предохраняющая лечебное учреждение от перебоев горячего водоснабжения. Раннего отключения отопления здесь тоже не боятся: пациенты не замерзнут в межсезонье благодаря включению автономных систем. Инженеры в сотрудничестве с медиками даже придумали систему своеобразной пневмопочты: когда будет сдано патологоанатомическое отделение, расположенное в отдельном здании, образцы тканей, взятые у пациента в ходе хирургического вмешательства, будут отправляться туда прямо из операционной. В онкологии важно за считанные минуты получить ответ о природе опухоли — доброкачественная она или злокачественная — чтобы скорректировать тактику операции сразу же, пока больной находится под наркозом.
Палаты новых отделений онкоцентра оснащены по последнему слову техники, с учетом тяжелого состояния больных и необходимости деликатного подхода к их заболеванию: каждая койка имеет пульты управления, позволяющих регулировать положение матраса, к изголовью кровати подведены кислород, кнопки индивидуального освещения и вызова медсестры. Для четырехместных палат предусмотрены ширмы, позволяющие без стеснения осуществлять некоторые процедуры прямо в палатах. Повсюду в коридорах — удобные поручни, в душевых — приспособления для ослабленных больных.
Отдельного упоминания заслуживает реанимационное отделение — оно буквально нафаршировано современной техникой для интенсивной терапии, от подогреваемых матрасов до сверхточных инфузоматов, контролирующих введение лекарств со строго определенной скоростью. Тут есть даже специальный робот-видеотелефон, при помощи которого врачи прямо в условиях палаты могут созвониться с коллегами из Красноярска, Москвы или, к примеру, Нью-Йорка, чтобы обсудить сложный случай прямо у постели больного.
Главное, что вызывает уважение, — сотрудники онкоцентра крайне ответственно относятся к свалившемуся на их голову благополучию. Медики понимают, что рассчитывать на неограниченные бюджеты в дальнейшем не приходится, поэтому бережно обращаются со вверенным имуществом и по возможности стараются оптимизировать все процессы. По мнению главного врача онкоцентра, Андрея Модестова, многие расходы можно сократить, если с умом подойти к организации — от использования дорогостоящих расходных материалов до распределения рабочей нагрузки на персонал. Что ж, хочется верить, что с таким онкоцентром скоро и страшное слово «рак» перестанет приравниваться к необратимому приговору.