Папа заявил визитеру, что скорее его посох даст свежие побеги, нежели бог простит такого великого грешника. Посох в итоге все-таки расцвел (небо оказалось милостивее клириков), однако певец к тому моменту успел вернуться к богине, и теперь ему суждено оставаться в пещере до самого Страшного суда. К истории Тангейзера в разное время обращались братья Гримм, Эрнст Теодор Амадей Гофман, Новалис, Генрих Гейне — и, конечно, Рихард Вагнер.
Романтическая опера Вагнера в трех действиях «Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге» основана на вышеупомянутой легенде, а также на сказаниях о святой Елизавете и о певческом турнире в одном из замков нынешней Тюрингии, рассказывает нам оперный портал belcanto.ru. Основной мотив заключается в противостоянии греха и святости, олицетворяющих судьбу художника, находящегося в вечном споре с самим собой, писал великий советский музыковед Абрам Гозенпуд. Любопытно, что в свое время опус вызвал немалый скандал: например, в парижской редакции первую сцену композитор сделал балетной, и повесы, которые, опоздав, не успевали полюбоваться на танцовщиц, несколько раз с досады срывали весь спектакль. Впрочем, проблема была ещё и в том, что чувственная музыка Вагнера не укладывалась в рамки традиционных ценностей, считали современники.
Премьера «Тангейзера» в постановке Тимофея Кулябина состоялась 20 декабря 2014 года в Новосибирском театре оперы и балета. Критик Роман Должанский, который в отличие от большинства россиян видел этот спектакль воочию, объясняет: миннезингер превратился в модного кинорежиссера, который снял фильм о заточении молодого Иисуса в том самом гроте Венеры, где пророк предается плотским утехам. Презентовав картину на крупном кинофестивале, Тангейзер подвергается остракизму со стороны коллег и в итоге сходит с ума. Фактически Кулябин не изменяет Вагнеру — это вновь история о свободе творчества и о нелегком пути творца.
Из-за некоторых особенностей сценографии спектаклю сопутствовал скандал: митрополит Новосибирский и Бердский Тихон обвинил Кулябина и директора театра Бориса Мездрича в «намеренном осквернении религиозных символов». Административные дела ч. 2 ст. 5.26 КоАП в отношении обоих мировой суд закрыл за отсутствием состава правонарушения, однако прокуратура эти решения обжаловала. Православные активисты развернули широкую общественную кампанию, называя спектакль «кощунственным» и требуя убрать из репертуара. В свою очередь, создателей «Тангейзера» поддержала театральная общественность. 29 марта министр культуры РФ Владимир Мединский объявил об увольнении Мездрича. Новым директором театра назначен руководитель петербургского Михайловского театра Владимир Кехман, ранее открыто выступивший против «Тангейзера».