Вероятно, кому-то на свете хотелось услышать «Кукушку» в качестве стадионной баллады-боевика под оглушительные гитарные аккорды — так что нельзя исключать, что где-то в мироздании был сформирован запрос и на трактовку «Зорь» в виде умеренно бодрого патриотического боевика. Что делает — или что думает, что делает — со старой историей в новом фильме Давлетьяров, в принципе, понятно прекрасно: поддаёт ей бодрости, переводит на доступный современной аудитории язык мультиплекса.
Режиссёр — Ренат Давлетьяров
В ролях: Пётр Федоров, Анастасия Микульчина, Женя Малахова, Агния Кузнецова, Кристина Асмус, Софья Лебедева, Екатерина Вилкова, Анатолий Белый, Дарья Мороз, Виктор Проскурин
Продолжительность — 120 мин.
Все нововведения именно отсюда — поджарый ритм, румяные флэшбеки, богато и в лоб визуализирующие всё то, что в фильме Станислава Ростоцкого давалось символическим пунктиром (и иногда добавляющие буквальности — раскулаченное семейство Лизы Бричкиной, арестованная мама Гали Четвертак), напористый динамизм боевых сцен, бравурная музыка, подслушанная будто бы в каких-нибудь очередных «Пиратах Карибского моря». На экзамене по самым общим местам современного зрительского кино «Зори» вполне набрали бы проходной балл — если не крутить носом, то это, наверное, и есть то самое нестыдное массовое кино, которым отечественный кинематограф грезит давным-давно.
Вся эта мысленная конструкция, впрочем, работает ровно до того момента, в котором придётся задуматься над вполне закономерным вопросом — насколько такой подход вообще стыкуется с той историей, что рассказывали в «Зорях» сначала Васильев, а потом Ростоцкий. Отвечает Александр Друзь — мягко говоря, ни черта. И дело даже не в том, что эта деловитая энергичность идёт наперекор ласковой будничности васильевской прозы и созерцательному лиризму фильма Ростоцкого.
Просто пускаясь в бодрый ускоренный забег по событиям первоисточника (и успевая местами копировать целые сцены почти дословно), Давлетьяров резво проносится мимо почти всего, что делало «Зори» столь щемящей штукой — мимо, собственно, жизни своих героев.
Ростоцкий не жалел целых полутора часов, чтобы дать нам обстоятельно и неспешно понять и прочувствовать каждого из героев. Давлетьяров же ограничивается бодрым конспектом, в котором будто ставит галочки — эта оттуда, эта отсюда, у этой сын, у той погибшая семья и трагическая любовь; песню спели, стихи почитали, в бане разделись, всё, пора на подвиг, умирать.
Это, говоря без обиняков, жлобство — тем более что набранные им в фильм девушки, при всей их чрезмерной старательности в обращении с говорами и почти полной нестыковке с советскостью собственных героинь, всё-таки живут на экране по-настоящему, всерьёз. Им бы дать развернуться, подышать, равно как и всей истории — а не натягивать трагедию на костяк компактного и деловитого военного боевика, как делает Давлетьяров. Его резоны понятны — полагаю, и ему будут понятны наши реакции. Какую из двух экранизаций повести «А зори здесь тихие» взять с собой в вечную память — ответ на этот вопрос так же очевиден сейчас, как и был сорок лет назад.
Вердикт — новая экранизация знаменитой военной повести — слишком торопливая и деловито-энергичная