В годы войны в Красноярском крае работало около 60 эвакуационных госпиталей для лечения больных и раненых с фронта. Сюда привозили самых запущенных, тяжелых пациентов, которым требовалось длительное лечение.
На первых порах в Красноярске, Канске, Ачинске, Боготоле, Абакане, а также на курортах «Озеро Учум», «Озеро Тагарское» и «Озеро Шира» развернули свыше десятка госпиталей. Вскоре к ним стали присоединяться госпитали, эвакуированные из прифронтовой зоны — в Красноярск они стали прибывать в октябре 1941 года, и к концу года их число достигало 50.
22 сентября 1941 года Красноярской крайком партии получил телеграмму Государственного комитета обороны, в которой предписывалось «представлять под эвакогоспитали приспособленные помещения, обеспечивать транспортом, твердым инвентарем, топливом, горючим и всеми видами коммунального обслуживания за счет средств местного бюджета». Госпитали стали размещать в школах, институтах, жилых и общественных зданиях.
В Красноярске в годы войны действовало около 20 эвакуационных госпиталей. Они работали в Доме офицеров (ул. Перенсона, 20), на пр. Мира, 99, 86 и 83 (сегодня корпус Красноярского педуниверситета), ул. Карла Маркса, 124 (корпус Красноярского медуниверситета), ул. Ленина, 108 и 114 (школа № 10), ул. Кирова, 11, ул. Урицкого, 117, ул. Профсоюзов, 17, ул. Волочаевская, 44, ул. Ломоносова 9, на правом берегу: ул. Иркутская, 2, ул. Песочная, 20, ул. Вавилова, 21 и 37, а также в других зданиях, которых уже нет на карте города.
27 сентября 1941 года в Красноярск прибыл первый большой эшелон с ранеными. Путь их был очень длинным. С линии фронта раненого бойца выносили санитары, а чаще — товарищи раненого. На месте ему делали первую перевязку и отправляли в санчасть, потом при необходимости — в полевой госпиталь, где делали только первичные операции, позволяющие лишь остаться в живых. Легкораненые лечились в госпиталях прифронтовой полосы, в Сибирь же прибывали больные и раненые с самыми тяжелыми и осложнившимися ранениями и заболеваниями. Везли их по чрезвычайно загруженной железной дороге, причем приоритет военно-санитарных поездов был невысок. Многие не смогли пережить этого пути. Средний срок поступления в красноярские госпитали после ранения составлял от пары месяцев до года.
Самых «сложных» больных Красноярска направляли на лечение к Валентину Феликсовичу Войно-Ясенецкому, известному также как святитель Лука. Опальный священник был главой хирургического отделения в госпитале № 1515 и хирургом-консультантом для всех остальных. Войно-Ясенецкий выполнял самые сложные операции и разрабатывал передовые способы хирургического лечения, за что был удостоен Сталинской премии. Валентин Феликсович регулярно выступал на врачебных конференциях, рассказывая о своем опыте военной хирургии и доказывая необходимость оперативного вмешательства.
Так, в конце 1943 года Войно-Ясенецкий представил способ оперативного лечения эмпиемы плевры. В виде иллюстрации он привел историю болезни больного Е., прошедшего в течение года много госпиталей разных областей страны, в том числе один красноярский, прежде чем был переведен в госпиталь № 1515. Ни в одном из них ему не провели ни одной операции, чтобы ликвидировать гнойную полость в области плевры. Валентин Феликсович взялся выполнить срочное и сложное оперативное вмешательство по разработанной им методике. Если на момент проведения операции больной находился в крайне плачевном состоянии, то уже через месяц совершенно поправился и был выписан в часть.
В своей ежедневной работе военные госпитали Красноярска испытывали недостаток в медикаментах, лабораторном оборудовании, хирургическом инструментарии, а также в топливе, продовольствии и транспорте. Проблемы решали своими силами — организовывали лесосеки, подсобные хозяйства, ходили на «Столбы» за ягодами и грибами, а в одном из госпиталей даже создали птицеферму на 80 куриц.
Помогали госпиталям шефские организации — их сотрудники (как правило, женщины) вели ночные дежурства, помогали с уборкой, на пищеблоке, со встречей раненых на вокзале, их санитарной обработкой, уходом за тяжелыми больными и т.п. Госпитали и сами оказывали посильную помощь подшефным хозяйствам и организациям — выздоравливающие в порядке «трудотерапии» работали в колхозах и совхозах, помогая сельчанкам в уборочных и заготовительных кампаниях, с ремонтом тракторов и машин.
Досуг в госпиталях организовывали разнообразно. Для больных и раненых из Красноярска по понедельникам устраивали организованные гуляния в городском саду, иногда — пароходные экскурсии до Минусинска, прогулки на катерах, походы на «Столбы». В госпиталях проводилось большое количество лекций и докладов, бесед с ранеными и больными, с партизанами, сибирскими писателями, колхозниками, рабочими, пионерами. В 1942 году красноярских раненых посетил композитор Исаак Дунаевский. Артисты эвакуированного из Днепропетровска театра оперы и балета 8-10 раз в месяц давали концерты в госпиталях, а в Красноярском драмтеатре им. Пушкина организовывали специальные спектакли для раненых фронтовиков.
В начале 1943 года в госпиталях края был организован сбор средств на строительство танковой колонны, и 29 апреля в Красноярск поступила телеграмма от Сталина:
«Передайте раненым и больным бойцам, командирам, политработникам и сотрудникам эвакогоспиталей Красноярского края, собравшим кроме внесенных ранее 517 764 рублей, дополнительно 994 338 рублей деньгами и 476 624 рубля облигациями госзаймов на строительство вооружения для Красной армии, мой боевой привет и благодарность Красной Армии».
По документальным свидетельствам, телеграмма Сталина вызвала большое воодушевление среди пациентов и работников госпиталей, а последние взяли на себя обязательство «еще самоотверженнее работать по скорейшему восстановлению здоровья ранбольных и возвращению их в строй».
Уже в 1942 году госпитали стали постепенно возвращать на запад, и к началу 1943 года их число в крае сократилось до 40, а к маю того же года — до 15. На 1 ноября 1944 года во всем крае остался только один эвакогоспиталь, который позднее стал Красноярским госпиталем для ветеранов войн (пр. Мира, 99).
За годы войны лечение в Красноярском крае прошли до 200 тысяч фронтовиков. По неполным данным, на кладбищах одного только Красноярска покоится более 600 солдат и офицеров Красной Армии, скончавшихся от ран и болезней в госпиталях краевого центра. Их могилы, как правило, утеряны, однако имена запечатлены на мемориальных плитах на площади Победы.
При подготовке статьи использованы материалы:
- документы Государственного архива Красноярского края,
- Лисичкин В. А. «Крестный путь Святителя Луки». М.: Феникс, 2001 г.
- «Красноярск — Берлин. 1941–1945 гг.», Красноярск, 2009 г.
- Иллюстрированная история Красноярья (1917–1991 годы) / В. И. Федорова [и др.] — Красноярск, 2014.
Екатерина Семьина