Повесть, которая легла в основу этого кино, называется «Двое в степи» — что, в общем, уже даёт неплохое представление о здешнем размахе. Это абсолютно камерная история тихой дружбы двух солдат, волею судеб медленно дрейфующих сквозь хаотичную изнанку Южного фронта 1942 года. Разжалованный в рядовые лейтенант связи Агарков приговорён к расстрелу за невыполнение приказа (растерявшись в военной суматохе, не сумел доставить приказ в одну дивизию, которую в результате этих действий, по всей видимости, потеряли целиком), а рядовой Джурабаев поставлен Агаркова охранять. Война и не совсем верно понятый приказ заставляют их вдвоём отправиться на поиски штаба армии — но по пути туда, конечно, случится всякое.
Режиссёр — Сергей Попов
В ролях: Юрий Борисов, Амир Абдыкалыков, Мария Карпова, Максим Демченко, Александр Новик
Продолжительность — 82 мин.
Заглянуть в войну с изнаночной стороны прифронтового хаоса — идея, безусловно, интересная, да и дать всё глазами двух очень разных рядовых, юного штабного офицерика, толком даже не усевшего понять, как это он оказался носителем приговора военного трибунала к высшей мере наказания, и приземлено-практичного сына казахских степей, тоже было придумано здорово. Режиссёр Сергей Попов, однако, автор, среди прочего, сериала «Мент в законе», толком не знает, что делать с выпавшим ему на руки материалом — ну, помимо того, что он видел в других военных фильмах старших товарищей, в том числе продюсера и автора идеи фильма Карена Шахназарова.
Так в фильме появляются степенные планы, в которых герой сначала застывает с открытым ртом, глядя на что-то, а камера потом постепенно сползает в сторону этого чего-то, открывая нам эффектную панораму военного разрушения, гордо собранные «Мосфильмом» настоящие танки азартно рушат настоящие деревенские здания. Но весь этот замах на эпос занятным образом только мешается под ногами у истории, которая начинает вдруг звенеть в совсем других местах — когда неграмотный рядовой просит грамотного написать письмо маме, или когда встреченный в поле мальчишка спрашивает вдруг «Лётчика заберёте?».
То есть, где-то внутри «Дороги на Берлин» маячит набор моментов, из которых вполне можно было бы собрать небольшой, но внятный военный фильм — но Попов где-то не дожимает, где-то фальшивит, а где-то не видит звенящей чистоты имеющегося у него на руках момента.
В результате «Дорога» разваливается на не особенно внятно сшитые между собой эпизоды (что только подчёркивается практически ничем не оправданным пристрастием Попова к постоянным затемнениям, из которых какую-то нарративную ценность имеет ровно одно) и даже при довольно скромном хронометраже, которого какому-нибудь Никите Михалкову хватает только на то, чтобы выйти на крыльцо и от души потянуться, провисает и неприятно тянется.
Довольно нелепо, что столь размашистая прежде гонка насытить российские экраны ко Дню победы внушительными отечественными картинами о войне завершается таким вот пшиком, как «Дорога на Берлин».
Вердикт — осколки неплохой военной драмы, разбросанные по не очень хорошему фильму