Придумал «Головоломку» Пит Доктер, студийный кудесник, ответственный за «Корпорацию монстров» и «Вверх». Почерк узнаётся — здесь в закулисном для людей мире, придуманном удивительно здорово и детально, разворачивается увлекательное и динамичное приключение, за которым точно так же скрывается абсолютно взрослое, серьёзное и непростое размышление о важных в жизни каждого человека вещах.
Режиссёры Пит Доктер и Рональдо дель Кармен
Роли в оригинале озвучивали: Эми Полер, Филлис Смит, Билл Хейдер, Льюис Блэк, Дайан Лейн, Кайл МакЛахлан, Фрэнк Оз. Роли дублировали: Натали, Олеся Железняк, Ксения Собчак, Дмитрий Нагиев, Владимир Епифанцев, Максим Виторган
Продолжительность — 94 мин.
Причём в подходе Доктера к историям, которые он выбирает, есть некоторая понятная, пусть и слегка сдвинутая последовательность. Если «Корпорацию» можно было свести к рассказу маленьким детям о том, что пугающий своей бесконечной непостижимостью огромный мир на самом деле яркий и классный, а во «Вверх», пожалуй, самом пронзительно-мудром произведении в разноцветном каталоге пиксаровских шедевров, без проблем считывалась грустная, но искренняя валентинка уходящему старшему поколению, то «Головоломка» — письмо тем, для кого вот-вот наступит возраст, который принято называть переходным.
Толстое, классное, с кучей красивых картинок и рисунков от руки, написанное разноцветными фломастерами на всём, что попадалось под руку, очень смешное и напичканное запоминающимися на всю жизнь образами и шуточками — и с грустной усмешкой сообщающее о том, что будет, конечно, непросто, но иначе никак.
Прощание с детством в «Головоломке» остроумно дано изнутри детской головы — где, по версии Доктера, балом правят пять основных эмоций: Радость, Грусть, Гнев, Страх и Брезгливость. Не стоит проверять эту концепцию новейшими выкладками учёных о том, как реально обстоят дела внутри человеческого сознания — лучше подивиться тому, как он за какие-то пару минут заставляет зрителя почувствовать себя внутри этой довольно сложно устроенной красочной условности как дома. При этом Доктер вполне в курсе, что предлагаемая им конструкция абсолютно условна — ключевым событием для «Головоломки» является случайное удаление с поста управления одновременно Радости и Грусти, которых чередой стечений обстоятельств выбрасывает в зону долгосрочной памяти.
Понятно, сложно представить себе, что должно случиться, чтобы у реального человека вдруг пропали те или иные основообразующие эмоции. Но «Головоломка» из этого весёлого допущения вытаскивает вполне легитимный повод отправить противоположные эмоции в путешествие по лабиринтам сознания, с бесконечными полками воспоминаний, красочной зоной воображения, блуждающими непонятно где фантазиями детства и так далее и тому подобное.
Строительство воображаемых миров — любимый конёк «Пиксара», и внутреннее устройство сознания 11-летней девчушки тут выписано с огоньком и лихостью (равно как и краткосрочные визиты в головы других участников истории).
Его затейливая география позволяет и выдать в «Головоломке» полагающееся семейному развлекательному кино путешествие с абсолютно понятными и невыдуманными (не самое удачное, впрочем, в данном контексте слово) опасностями и всеми прочими положенными остановками, и насытить его в процессе самыми безумными и отвязными идеями, что только можно придумать. Перечислять не имеет смысла — за всеми сюрпризами, открывающимися буквально за каждым углом «Головоломки», лучше следить самостоятельно.
Веселее то, что в случае «Головоломки» вся эта дикая разноцветная машинерия сюжетных поворотов и бесконечных смешных находок, которыми авторы напичкали каждый закоулок внутриголовного мира своей героини, ведёт к довольно небанальному (для психоделически разноцветного мультфильма под вывеской «Уолт Дисней» уж точно) выводу — о том, как бывает порой важна печаль. И как персонаж мультфильма — Печали без зазрения совести отдана примерно половина лучших шуток, и как эмоция.
Для индустрии, традиционно пропагандирующей безусловный диктат радостно-позитивистского взгляда на мир, этакий разворот довольно внезапен — и как же всё-таки здорово, что на свете есть граждане вроде Доктера, что могут придумать подобную историю, и места вроде «Пиксара», где такое можно смело воплотить.
Вердикт — новый «Пиксар», замечательный