Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Фильм: «Оно»

Фильм: «Оно»

29.06.2015
36
Кадр из фильма «Оно»
Источник: kinopoisk.ru

«Оно» — всего второй фильм молодого американца Митчелла, и к тому же его первый ужастик; первое кино, «Миф об американской вечеринке», было нежной подростковой комедией про взросление и первые чувства. Этот ранний его фильм ещё только предстоит посмотреть (а, судя по «Оно», сделать это нужно будет обязательно), но уже сейчас кажется, что у нас появился автор на редкость последовательный.

It Follows, США, 2014
Режиссёр: Дэвид Роберт Митчелл
В ролях: Майка Монро, Кейр Гилкрист, Оливия Луккарди, Лили Сепе, Джейк Вери
Продолжительность — 97 мин.

От первых робких признаний он переходит к активной сексуальной жизни, сигнализирующей о вступлении во взрослую жизнь — и, в общем, неудивительно, что интонация сменяется от звонкой меланхолии к угрюмо, но оглушительно пульсирующей тревожности и вязкому неотступающему страху.

Формально «Оно» — фильм ужасов, да такой, что некоторым американским критикам не жалко щедро припечатать его лучшим американским хоррором со времён «Ведьмы из Блэйр» (спорить с этим утверждением хочется только в части про «Ведьму из Блэйр»). Но сводить «Оно» исключительно к хоррору, даже и отменно придуманному и исполненному (что чистая правда ко всем пунктам), было бы несколько неверно. Митчелл отменно выдерживает атмосферу липкого кошмара, накатывающего медленно, но неотвратимо, а попутно расписывается во всех возможных тёплых чувствах к маэстро хоррора Джону Карпентеру, в том числе и при помощи довольно феноменального электрического саундтрека, который в какой-то момент (я даже точно знаю, в какой) словно начинает пульсировать прямо у тебя в висках.

В пути ему удаётся придумать по-настоящему необычную угрозу для своих героев — такую, впрочем, что её довольно сложно описать словами таким образом, чтобы не выглядеть при этом глупо.

И это довольно показательная вещь для «Оно», фильма, в котором самое интересное — и, пожалуй, в некотором смысле самое страшное — скрывается в том, о чём митчелловская чрезвычайно лаконично придуманная история периодически умалчивает. Да, Митчелл помещает своих героев в Детройт и регулярно отменно пользуется его киногеничной разрухой. Но реальный опустевший город в то же время становится только декорацией не проговариваемой вслух вещи, куда более важной, чем привязка к текущим экономическим событиям — такого герметичного подросткового мира, где ты сам наедине со своим ужасом, где нет взрослых и их институтов, а есть только находчивость, верные друзья да, быть может, хорошая книжка в Kindle (если это Достоевский, то дело плохо).

Да, «Оно» так и не даёт точных дефиниций своему титульному ужасу, оставляя за скобками и его происхождение (вот действительно интересный вопрос), и точные механизмы его действия, за что Митчеллу уже попеняли в разных местах на некоторую невнятность концовки. Но в то же время получилась идеальная метафора страха вообще — когда носителем зла может быть кто угодно, любой приближающийся к тебе человек, в том числе и те, кого ты считаешь самыми близкими, как можно быть к этому готовым, какие проверенные средства могут помочь?

Оно (2015) | Русский Трейлер

К финалу Митчелл выводит своих героев к молчанию о совсем уж непроизносимых вещах — например, что нет на самом деле никакого предела тому, на что ты можешь пойти ради себя или самого близкого тебе человека. И рождается (или приходит, не так уж это и важно) оно, самое страшное, в момент наивысшей близости. «Оно» про то, что по-другому никак — если ты любишь, ты убиваешь, рано или поздно; или убивает тебя. А вы говорите — фильм ужасов.

Вердикт — замечательно сделанный хоррор со множеством интересных закладок

Рекомендуем почитать