Арест в прямом эфире
Грачев был задержан в конце мая в аэропорту «Емельяново» сразу после прилета из Москвы, прямо у трапа самолета. Ему предъявили обвинение по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере), заподозрив в хищении 20 млн рублей прибыли компании. Операция проводилась максимально публично: видеозапись задержания показали СМИ города, затем было объявлено об обысках в офисе «КрасКома» и других структурах, как-то связанных с Грачевым.
Объяснений тому, что происходит сегодня с одним из известных красноярских бизнесменов, существует несколько.
Официальная версия
Следствие полагает, что руководство компании незаконно изъяло из прибыли «КрасКома» за 2010 год двадцать миллионов рублей, начислив их в качестве вознаграждения членам совета директоров ООО.
В чем незаконность? В том, что до этого общее годовое собрание акционеров «КрасКома» решило тратить прибыль только на инвестиционную деятельность. То есть на ремонт изношенных сетей водоснабжения и водоотведения и погашение кредитов компании.
Начальник Следственного управления ФСБ России по Красноярскому краю Владимир Рубан заявил тогда, что вопрос избрания меры пресечения Грачеву «серьезно прорабатывался». Суд решил, что оставшись на свободе, топ-менеджер сможет оказать давление на участников дела, скрыться или иначе помешать расследованию.
Тогда же стало известно, что «выявляются иные лица, причастные к этому преступлению», а также проверяются «иные факты, выявившиеся в ходе оперативно-розыскной деятельности». Кто и что это за «иные»? Будем считать, «чекисты» намекнули, что сомнительное распределение прибыли «КрасКома» может стать далеко не единственным эпизодом в уголовном деле Грачева.
Оздоровление ЖКХ
Одновременно с событиями вокруг Грачева о неправильности сложившейся ситуации в коммунальной сфере заговорил губернатор Виктор Толоконский. По его словам, инвестиционный договор с «КрасКомом» был составлен «не совсем корректно».
«Во-первых, 49 лет — это для любого подобного договора многовато. Во-вторых, в документе недостаточно точно и ясно прописаны инвестиционные обязательства сторон. Со стороны эксплуатирующей организации я не особо вижу инвестиционных усилий, и, самое главное, они непредсказуемы», — отметил он.
В Красноярске теперь появится экспертная комиссия, которая совместно с городскими и краевыми властями должна будет проанализировать ситуацию с этим инвестиционным договором. Возможно, итогом станет передача коммунальной инфраструктуры Красноярска из частных рук под контроль государства или муниципалитета.
Руководитель общественной организации «Народный контроль в ЖКХ» Роман Казаков считает целесообразным возвращение водоканала в муниципальную собственность.
«На самом деле, эту инициативу мы продвигали уже года два, и власти даже признавали правильность этой идеи, но фактически ничего не могли сделать. Договор с „КрасКомом“ был составлен таким образом, что расторгнуть его практически невозможно. Если же сейчас это случится, то станет несомненным благом», — полагает он.
В то же время Казаков полагает, что арест Грачева на ситуации в ЖКХ отразился негативно: не были освоены полмиллиарда рублей, полагавшихся по программе ремонта сетей, а контрагенты уже пошли в атаку на аффилированную с «Краскомом» компанию «Жилфонд», что окончилось арестом его счетов. Одновременно работников «КрасКома» перевели на четырехдневную рабочую неделю с пропорциональным урезанием заработка.
Рейдерский захват
Некоторые наблюдатели видят в происходящем злой умысел. Так, уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте РФ Борис Титов заявил, что усматривает в происходящем признаки рейдерского захвата.
Структуры бизнес-омбудсмена сейчас проводят юридическую экспертизу действий силовиков, но «уже сейчас можно говорить, что совершенно четко нарушена ст. 108 УПК РФ, которая запрещает заключать предпринимателей под стражу до приговора суда». Титов также выразил мнение, что сложившаяся ситуация негативно отразится на инвестиционной привлекательности региона.
Некоторые эксперты провели прямую аналогию с прошлогодним арестом владельца АФК «Система» Владимира Евтушенкова, обвинения с которого, впрочем, были сняты после того, как предприниматель продал государству принадлежавшую ему долю «Башнефти».
Есть несколько кулуарных версий того, кто именно «закрыл» Грачева. Это могут быть лица, приближенные к нынешней краевой либо городской власти Красноярска. Еще одна версия — влиятельный бизнесмен, структуры которого в последнее время наращивают свое присутствие в регионе.
Впрочем, какая бы из версий ни оказалась верной, очевидно, что эта ситуация обязательно отразится на коммунальной системе Красноярска. И не факт, что в лучшую сторону.
Антон Сергеев