Человек, ответственный за пару-тройку случаев общепризнанной мировой кинематографической классики, Ридли Скотт последние лет 15-20 был не очень-то снисходителен к людям, имевшим несчастье записать себя в почитатели его таланта. В смысле, фильм за фильмом за авторством, как назло, весьма стабильно снимающего режиссера числить себя таковым становилось всё сложнее. «Марсианин» — долгожданный праздник на улице скоттовских почитателей; воодушевляющий гимн человеческим знаниям и находчивости, сбацанный с несколько неожиданными в скоттовской вселенной лёгкостью и весельем в рамках фантастической истории про первого космического робинзона.
Режиссёр: Ридли Скотт
В ролях: Мэтт Дэймон, Джессика Честейн, Майкл Пенья, Чивитель Эджиофор, Джефф Дэниэлс, Кристен Уиг, Шон Бин, Кейт Мара, Себастьян Стэн, Аксель Хенни, Маккензи Дэвис, Бенедикт Вонг, Дональд Гловер
Продолжительность — 135 мин.
«Марсианин» впервые вышел к людям в качестве книжки некоего Энди Вейра, человека, который и сам работал в космической индустрии и написал и выпустил «Марсианина» самостоятельно, без издательского заказа. Инсайдерская позиция Вейра оказалась палкой о двух концах — с одной стороны, дала ему возможность по максимуму укоренить свою историю в реально существующих космических технологиях и реалиях, с другой, неотвратимо превратила книжку в самый увлекательный поздравительный альбом и рекрутинговый буклет одновременно, о каком НАСА только могли мечтать.
Скотт, при посильной помощи сценариста Дрю Годдарда («Хижина в лесу» и недавний марвеловский сериал «Сорвиголова»), принимает эстафету первоисточника по обоим этим фронтам.
Спасение рядового Райана астронавта Уотни расписано в мельчайших деталях — и то, что предпринимает Уотни сам, и то, что делается ради этого на Земле, многократно проговаривается в кадре; для самых маленьких (и непробиваемых) космические процессы периодически объясняются на примерах подручных предметов, от авторучки до сахарницы. Такой производственный подход к космосу, спаянный воедино с историей, где счёт придумыванию невероятного решения никогда прежде не стоявшей перед человечеством проблемы идёт на метафорические секунды (на самом деле недели и даже месяцы, но в этаком контексте это то же самое), даёт «Марсианину» возможность нешуточно увлечь своего зрителя.
В то же время этакая приземлённость работает в конечном итоге и против фильма тоже. Сосредотачивая историю выживания человека на бесконечной череде механических операций, Скотт и Годдард, как и Вейр до них, оставляют за скобками не только всю возможную в этом сюжете метафизику, но даже психологию. Их Уотни, находчивый, смекалистый, приземлённый, саркастический, чертовски обаятельный парень, проводит полтора года в полном одиночестве на другой планете — и не особенно меняется за это время, прожитое в таких невероятных условиях.
Человек-картошка Дэймон отлично вписывается в подобную роль, включая на полную своё обаяние обычного парня. Смотреть за ним увлекательно и весело, но в то же время эта его стабильность, эта непоколебимая нормальность никак не дают проникнуться всей непостижимой ненормальностью ситуации, в которой он оказался.
Возможно, книжка, чисто в силу допустимого объема, давала больше возможностей для такого, но Скотт с Годдардом аранжируют процесс так, что все неудачи Уотни и их последствия для собственного самоощущения, вся агонизирующая медленность организации процессов его спасения, когда конечный результат той или иной идеи невозможно предугадать месяцами — всё это аккуратно рассовано по монтажным склейкам, из которых мы бодро выпрыгиваем в очередной день бодрого решения проблем.
В силу всего этого «Марсианин» смотрится штукой интересной и энергичной, но поразительно неглубокой — экранизацией не книжки, но брошюры с кратким сухим инструктажем по выживанию на чужой планете. Штука такая была бы, безусловно полезной, особенно если пришлось бы оказываться в такой же ситуации — в кинозале же всё-таки хочется какого-то более разностороннего переживания.
Вердикт — история про выживание в космосе, интересная, энергичная, но слишком уж прямолинейно-воодушевляющая