Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Камерный хор Смольного собора покорил Красноярск

Камерный хор Смольного собора покорил Красноярск

16.10.2015
0

Сочетающий сложные монументальные произведения, такие как «Реквием» Джузеппе Верди или «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова с современными и редко звучащими произведениями, хор уделяет большое внимание деталям и отличается насыщенностью тембра.

На концерте в Большом зале филармонии хор исполнил необычную программу: в первом отделении прозвучала лиричная и строгая «Литургия Святого Иоанна Златоуста, соч. 31» Сергея Рахманинова. Это одна из вершин хорового российского искусства, литургия часто звучит в лучших залах Санкт-Петербурга, в том числе — под сводами Исаакиевского собора. Музыка Рахманинова, глубоко эмоциональная и предельно повествовательная, рассказывает истории не только про всех вообще, но и про что-то личное — в каждой строчке тихо умещающаяся емкость, переходы из тишины вовне. В одной из частей литургии одна из солисток покинула обычное место и переместилась куда-то за спины слушателей, вступая при этом в звуковой диалог с хором и совершенно меняя восприятие и акустику. Этот звук ниоткуда, пробивающий зал, и хор, ему отвечающий, давали слушателям выход куда-то в трансцендентное.

Во втором отделении прозвучали русские народные песни («Калинка-Малинка»), запрещенные когда-то песни (например, «Ленинградские вечера» — исходный вариант популярных «Подмосковных вечеров»), сюда же вошли баллады Владимира Высоцкого, легендарный рок, эстрадные хиты в хоровых обработках, все это звучало любопытно и оригинально. Так, например, коллектив смешал исполнение песни «Калинка-Малинка» с ариями из итальянских опер, демонстрируя виртуозность и насыщенный звук. Второе отделение концерта особенно понравилось слушателям, во многом благодаря не только исполнительскому искусству коллектива, но и живости дирижера, неспокойному, стремящемуся раскрыть весь потенциал музыки.

Художественный руководитель и главный дирижер камерного хора Смольного собора Владимир Беглецов рассказал, чем опыт выступления в соборах отличается от выступления в концертных залах: «Литургия Рахманинова — первое большое произведение на духовные тексты, которое написано нашим великим композитором, это значительное событие не только для русской музыкальной культуры, но и для всей мировой. Хоровое творчество Рахманинова — это вершина хорового творчества. В а капельной, чисто хоровой музыке, Рахманинов номер один до сих пор, несмотря на то, что есть Гаврилин и Свиридов. Мы исполняем литургию, например, в Исаакиевском соборе. Впервые, когда мы там выступали, мы были задавлены собственным звуком, потому что никто не пел до нас там. Все соборы живые, все концертные залы живые, акустика меняется, чем чаще там выступают, тем лучше становится. Первое время, меньше чем через секунду мы слышали свое эхо, не как эхо, а как второй хор. Сейчас этого не существует. Мы исполняем литургию Рахманинова, и это у нас называется „световое действо“ — подсвечиваются мозаики и иконы под наше пение. Люди могут видеть ту красоту, которую они при дневном свете не видят, потому что там такое огромное количество красоты, которую не видно, потому что не освещено».

Дирижер впервые оказался в Красноярске — он отметил, что Большой концертный зал замечательный, и хор пел без подзвучки, чтобы звук был чище и более натуральным.

Он рассказал, что всегда мечтал побывать на Красноярской ГЭС «ЕвроСибЭнерго», и специально для хора провели экскурсию. Артисты побывали в таких местах, куда запрещено проходить: «Мы поднимались на гребень, мы смогли сравнить десятирублевую бумажку с тем видом, который видели своими глазами. Мы дали небольшой концерт для тех, кто в этот момент работал. Ездить по России — это самое ценное, что есть. Гастроли в европейских странах проходят на высоком уровне, конечно, все это аншлаги, публика неистовствует, подскакивает. Но лучше нашей публики все равно нет, это самое дорогое».

Концерт в Дивногорске прошел с большим успехом, что, по словам Владимира Беглецова, запомнится навсегда.

Концерты Камерного хора Смольного собора проходят в рамках фестиваля «Культурная столица», организованного АО «ЕвроСибЭнерго» и входящей в компанию Красноярской ГЭС. Главная задача проекта — выстроить диалог между городами России, объединить лучшие достижения в культуре разных городов (например, Иркутска и Санкт-Петербурга). В этом году прошел уже второй фестиваль, а в следующем он захватит Дивногорск или Красноярск — организаторы подчеркивают, что важен не конкретный город, а мост через Урал, связи на дальние расстояния. Фестиваль демонстрирует достижения в самых разных сферах культуры: музыке, литературе, изобразительном искусстве, архитектуре.

Куратор социальных проектор АО «ЕвроСибЭнерго», соавтор фестиваля «Культурная столица» Андрей Швайкин поделился планами на следующий год:

«Идея должна стать общесибирской, правильной, такой, где нет пошлости, цинизма и барыг от культуры, где искусство это искусство, а не графомания во всех её проявлениях. У нас сегодня ситуация интересная в стране — с одной стороны, свобода творчества, но эта же свобода породила свободу маразма. И в этом поле очень сложно выбирать зерна. Поэтому мы проводим фестиваль: мы ищем друзей, единомышленников, и генерируем что-то уникальное, новое на заданных ими высоких материях. Например, планируется выставка православной сибирской иконы и питерских „Митьков“, как совместить это — секрет, но это совместимо... Понятно, что энергетики могли бы ограничиться светом, теплом. Вроде и так социальная миссия. Но свет в наше время уже привычно, а культура, увы,— нет. И мы хотим работать в комфортной среде».

Рекомендуем почитать