«Без границ» — уже третий его фильм, построенный по такому принципу; он, безусловно, сделан ловчее и ухватистее первого, но означает ли это, что сам он хороший — вопрос.
Режиссёры: Резо Гигинеишвили, Карен Оганесян, Роман Прыгунов
В ролях: Александр Паль, Мария Шалаева, Милош Бикович, Равшана Куркова, Олег Басилашвили, Инна Чурикова, Александр Адабашьян, Анна Чиповская, Иван Янковский, Грант Тохатян, Егор Корешков, Роман Маякин, Саёра Сафари
Продолжительность — 90 мин.
В дебютной «Жаре» Гигинеишвили рассказывал анекдотики из жизни своих ровесников, молодых москвичей — и по неопытности пытался подать это картиной жизни целого молодого поколения, что было замахом, говоря очень мягко, не совсем соответствующим возможностям автора и фильма. К следующей своей работе, фильму «Любовь с акцентом», он подошёл уже более вдумчиво. В ней неловкая суета поверхностных романтических историй как бы работала формальным прикрытием полнометражного рекламного ролика целой страны, но на деле выходило немного наоборот — настоящая грузинская фактура уверенно оттесняла на задний план всю надуманность гигинеишвиливских сюжетиков и нешуточно примиряла с ними.
«Без границ» вроде бы — ключевое слово для творчества Гигинеишвили — снова расширяет подход; здешние четыре новеллы связывают уже четыре разных государства. В Ереване несостоявшийся музыкант Карен узнаёт, что у него есть сын — и что этот сын только что прилетел в Армению со своей возлюбленной, сбежав из дома, и за ним надо присмотреть. В Тбилиси робко расцветает октябрьский роман между вдовцом-архитектором, работающим теперь на кладбище, и бывшей преподавательницей балета на пенсии, тоже вдовой. В Москве топ-менеджер, привыкший пачками соблазнять девушек, внезапно для себя влюбляется в слепую приезжую из Казахстана. А в московском аэропорту неравнодушный к футболу сотрудник паспортного контроля проводит воспитательную работу со своим кумиром, игроком сборной, который недавно обидно слил важный матч на чемпионате.
Если даже в таком кратком пересказе эти истории кажутся несколько не стыкующимися, то всё так и есть — четыре новеллы, составляющие фильм «Без границ», не связаны вообще ничем, кроме некой довольно смутно сформулированной идеи дружбы бывших советских народов. Да и та понята авторами довольно своеобразно: скажем, барышня из Казахстана, наощупь добравшаяся до сердца бессердечного московского ловеласа — вполне европеодная красавица. То есть, дружба дружбой, а для изображения романа представителей двух разных национальностей кишка всё равно тонка — не гламурно, не поймут-с.
Целостности между новеллами нет и в других аспектах. В Армении, например, по привычке, оставшейся со времён «Любви с акцентом», включают схематичный национальный юмор и щедро пихают в кадр достопримечательности. Тбилиси же как город целиком оставляют за скобками — его роль вполне мог сыграть и любой другой южный город, где есть кладбище, театр и фотосалон. Москва же состоит в основном из стали и стеклянных стен — в ней идёт снег, по улицам ездят успешные красивые мужчины в классных машинах, и поэтому все в неё стремятся.
Антураж, то есть, в «Без границ» отказывается работать той палочкой-выручалочкой, что спасала «Любовь с акцентом». Там всегда можно было отвлечься на какой-нибудь вид или достопримечательность, а здесь в их отсутствие волей-неволей приходится фокусироваться на истории — которой тут, в общем, кот наплакал. Гигинеишвили и его десяток соавторов — серьёзно, список сценаристов в титрах расползается на три столбца — сильны на сочинения мелодраматических заходов (армянин, которому двадцать лет назад запретили жениться на москвичке, узнаёт, что у него есть сын, вдова знакомится с работником, следящим за могилой её мужа, слепая девушка из Казахстана, опять же), но вот с живыми и полнокровными персонажами у них серьёзная засада.
Фильму «Без границ» приходится регулярно проговаривать особенности или переживания своих героев словами, потому что как это можно показать в кадре — он не умеет. Актёры, оказавшиеся в таком сценарном вакууме, выкручиваются, как могут — кто-то, как Шалаева или Куркова, у которой здесь ровно две сцены, выезжает на чистом природном обаянии, кто-то, как Чиповская, разом теряется без нормального человеческого материала. Басилашвили и Чурикова как будто немного сконфужены своим участием в подобном мероприятии, что на редкость удачно ложится на нужную им историю нежного позднего чувства. Больше всех везёт Палю; ему щедро выписывают лучшие реплики, что в комплекте с его обаянием почти — почти — маскирует тот факт, что смешным в его случае нам предлагают считать существенное превышение своих полномочий должностным лицом.
То есть, в фильме «Без границ» дела обстоят ровно так же, как они обстояли до этого в «Жаре» и «Любви с акцентом» — россыпь поверхностно забавных историй неловко пытается симулировать какие-то глубокие эмоции и переживания, что ей более-менее удаётся ровно до первого внимательного взгляда на происходящее. Такой вот нынче у художников творческий почерк, ну да.
Вердикт — немного смешной и ужасно непродуманный альманах из четырёх историй, очень смутно связанных между собой