Janet Jackson «Unbreakable»
Первый после семилетней паузы альбом Дженет Джексон прибывает к нам с неожиданным проблематичным грузом — с годами голос Дженет каким-то труднопостижимым образом сделался местами несколько пугающе похожим на голос брата. Из-за этой внезапной особенности от «Unbreakable» делается временами жутковато, будто в почтовый ящик упала открыточка с адреса, по которому давно никто из живых не проживает. Если хватит силы воли этот эффект перетерпеть, то с «Unbreakable» вполне выйдет довольно здорово провести время.
По профессиональной привычке всех больших поп-артисток, особенно возвращающихся после долгого перерыва, Дженет здесь периодически пытается продемонстрировать, что она совсем не отстала от поп-цайтгайстного паровоза, как, например, в самую чуточку преувеличенно-задорном танц-дуэте с Мисси Эллиотт «BURNITUP!» — но сила «Unbreakable» ровно в обратном, не в том, как Дженет пытается carpe текущий поп-diem, а в том, как она расслабляется и остаётся собой. Её конёк — это поблёскивающий и мелодичный r&b-поп средних скоростей и блаженно-расслабленных манер, музыка не субботнего вечера, но воскресного полудня.
И такого добра на «Unbreakable» — примерно через номер; размеренный заглавный трек, прифанкованный «Damn Baby», взмывающий в небо «Shoulda Known Better», томно-романтические «No Sleep» и «Black Eagle».
А под занавес этого (чуточку длинноватого, при семнадцати-то номерах) альбома есть и вовсе настоящий маленький поп-бриллиант, ностальгическое посвящение собственной музыкальной юности «Gon’ B Alright», выполненное в духе отменного ретро-диско-фанка.
Дима Билан «Не молчи»
Следующей зимой Дима Билан дебютирует в главной роли в фильме «Герой», где сыграет российского солдата времён Первой мировой — а пока вот есть альбом «Не молчи». Это Дима Билан как будто бы напоминает самому себе; мол, надо что-то петь всё-таки, неважно, что, пока большое кино ещё не покорилось. Новый альбом певца «Не молчи», выходящий через год после симпатичного билановского эксперимента с интеллигентным европейским нео-диско в проекте Alien24, производит впечатление такого энергичного стояния на месте — здесь собраны не столько новые песни, сколько полтора десятка случаев профессионально оформленного музыкального убивания времени в радиоэфире.
Всем лучшим песня Билана, в том числе и в рамках Alien24, была свойственна такая волнующая, будто бы слегка приплясывающая лёгкость походки, волнующая изящная радость, приподнимавшая его песни над землёй — и на альбоме «Не молчи» практически полностью отсутствующая. Тут есть дуэт с репэром Джиганом, бывшим протеже лейбла Тимати Black Star, ныне выбившимся в самостоятельные большие поп-исполнители, есть англоязычный пружинистый номер с майкл-джексоновскими междометиями, есть иван-дорновский заголовок «Телепорт», есть среднетемповый балласт вроде номера «Часы» — Билан как будто перебирает приёмы, сработавшие для него ранее, и механически пытается снова натянуть на себя те же образы.
Но сердце его, кажется, совершенно к этому не лежит — дослушать этот безжизненный сборник до конца довольно непросто. Иногда, действительно, лучше промолчать.
Clutch «Psychic Warfare»
24-й год жизни, 13-й альбом — американские рок-ветераны Clutch оперируют внушительными цифрами. Начиная в 90-х с гулкого и плотного рэп-рока с элементами фанка и металла, за два с половиной десятилетия Clutch проложили страстно пылающую колею обратно к классическому южному року и блюзу, становясь, с одной стороны, всё доступнее и традиционное (примерно таким же путём, с поправкой на немножко иные отправные точки, шли и их северо-западные ровесники из Pearl Jam), но с другой, не теряя ни грамма в праведной страсти и зажигательной энергии.
«Psychic Warfare» — сборник стремительных и упругих буги-блюз-рок-джемов, сбацанных группой-ветераном с пылкой панковской энергетикой; романтически-размеренным номером «Our Lady of Electric Light» могли бы гордиться и Lynyrd Skynyrd, но сразу за ним в лоб вылетает «Noble Savage», исполненный примерно на Motorhead’овских скоростях. Да, Clutch начинали как кузены и соратники Faith No More и Rage Against the Machine с Среднего Запада, а теперь докатились до таких вот степенных сравнений — но, в отличие от тех же Pearl Jam, их такая эволюция не сделала ни капельки преснее и скучнее.
Dave Gahan & Soulsavers «Angels & Ghosts»
«Ангелы и призраки» — уже по названию как-то интуитивно понятно, что на пластинке под таким заголовком никак не могло обойтись без участника группы Depeche Mode. Это уже второй альбом британского проекта Soulsavers (туда же), записанный совместно с вокалистом DM Дэйвом Гэаном — что интересно, предыдущие два альбома в этой гостевой должности выступал американец Марк Лэнеган, ещё один большой специалист по песням о спасении потерянных душ.
На «Angels & Ghosts» всё вроде бы обставлено строго по Depeche Mode’овскому канону — электрический блюз, трубный глас Гэана, одновременно проклинающего и воспевающего собственную греховность, госпел-дамы на подпевках, слайд-гитары, гудение электрооргана. Плюс ребята из Soulsavers давно славятся своим тонким чутьем саунд-продюсеров, так что в их руках все эти живописные страдания превращаются в широкоэкранное эпическое кино. Но всё же им не хватает какой-то ключевой малости, которая и у DM, и у Лэнегана вполне есть — работая формально на том же поле, они при этом как будто чувствуют себя не равными, но юными, и всё время стремятся доказать обратное.
Вместо того, чтобы позволить Гэану и его голосу (довольно выдающемуся и выразительному инструменту, как мы все прекрасно знаем) воплощать центральную драму, они принимаются его всячески поддерживать и усиливать — в результате практически каждая песня превращается в этакую новогоднюю ёлку, трещащую под тяжестью навешанных чересчур щедрой рукой игрушек.
Эта перенасыщенность даёт странный эффект — у Soulsavers будто бы получается не музыка, а такой ароматизатор, идентичный натуральному; им, говоря совсем попросту, не веришь.
4 позиции Бруно «Ненужный опыт»
В названии новой пластинки неутомимых уральских исследователей тёмных уголков русского подсознательного читается обаятельно-хамская недоговорённость — к гадалке не ходи, абсолютное большинство представителей человечества подобрало бы для тех переживаний, которым обычно посвящены их песни, абсурдных, мистических, часто фатальных, характеристики посильнее словечка «ненужный».
На новой пластинке «Позиции» предстают в своём лучшем, то есть, точнее было бы сказать «худшем» виде — ползучий подпольный эмбиент, собранный как будто в основном из скрипов и уханий, похоронные колыбельные, отрешённые потусторонние голоса, методично, в бесстрастно зафиксированных деталях разворачивающие истории о кровавых трансформациях и будничности смерти.
Проведя эти сорок минут с «Ненужным опытом», как-то незаметно перестаёшь считать его ненужным — для полноценной всесторонней открытости окружающему миру нужен и подобный опыт изучения содержимого всевозможных метафизических лакун, сокрытых повсюду вокруг.
Так что «4 позиции Бруно», по сути, заняты важнейшим и полезнейшим делом, собирая и конденсируя в своём творчестве этот опыт для всех нас.
Beach House «Thank Your Lucky Stars»
Зачем чинить то, что работает, решил мечтательный американский дуэт Beach House и выпустил в этом году не одну, а сразу две новые пластинки, не особенно отличающиеся от четырёх предыдущих. «Thank Your Lucky Stars» — вторая; первая, с прекрасным названием «Depression Cherry», появилась в августе.
Инструментарий всё тот же, что и почти десять лет назад на дебютном альбоме — ласковая драм-машинка, тёплые клавишные, медитативная гитара, бархатный голос Виктории Легран; сложив пять пластинок неспешной мечтательной красоты из этих нехитрых ингредиентов, Beach House не подкачали и с шестой.
Впрочем, отметим, что «Thank Your Lucky Stars» всё же вышел чуточку мрачнее обычного, словно группа, обычно сочинявшая саундтреки для полыхающих на всё небо закатов, в этот раз решила задержаться и посмотреть, как обстоят дела после захода солнца.
Обстоят, рад сообщить, хорошо, и даже отлично — пару вещей с «Thank Your Lucky Stars», пунктирно-щемящую послеполуночную элегию «All Your Yeahs» и распускающуюся в slo-mo нестерпимо-прекрасным потусторонним цветком «Elegy to the Void», хочется немедленно включать всем; или, наоборот, не показывать никогда никому, да.
Ещё хорошие альбомы этого месяца:
— возвращение «Детей Picasso» к своим армянским корням «Motherland», на котором звучат песни исключительно на армянском языке, аранжированные в страстный и энергичный фолк-рок;
— «Zipper Down», первый с 2008-го года альбом группы Eagles of Death Metal, сайд-проекта Джоша Хомми из Queens of the Stone Age, в рамках которого он вместе со своим школьным другом Джесси Хьюзом по прозвищу «Электрические ботинки», гоняет несколько гипертрофированно-карикатурный буги-рок-н-ролл про танцы, штаны в обтяжку и плотскую любовь;
— «Bleeds», восьмой альбом британского рэпера Roots Manuva, коллекция широкоэкранно-мрачноватых историй с городских окраин, рассказанных размеренно и обстоятельно;
— неплохая подборка пульсирующего диско-рока от коллектива YACHT под милым заголовком «I Thought the Future Would Be Cooler»;
— «Exhausting Fire», новый альбом удивительного тяжелого коллектива Kylesa, на котором они уходят в космос рокочущего психоделического рока;
— «Autumn Eternal», отличный альбом атмосферного и странно-красивого лесного блэк-металла от американского проекта с единственным участником Panopticon;
— «Humanity», подборка эпических и экстатических электронно-танцевальных треков от московского музыканта и недавнего гостя «Ночи русской электроники» на КРЯККе Moa Pillar;
— «All Things Under Heaven», новая (двойная!) доза шумного шаманского гитарного электричества от парней из группы Icarus Line.