В одном из корпусов художественного института можно увидеть кирпичную надстройку с небольшими окошками, при взгляде на которую лично у меня возникло ощущение уюта, уединения, горячего чая. Как оказалось, в одной из комнат этой пристройки находится дипломная мастерская Анастасии. Маленькая комнатка, но чего только в ней нет — несколько мольбертов, различные предметы для натюрмортов, холсты, холсты, холсты, краски и снова холсты. Какие-то Настины работы заняли стены — люди, бескрайние степи, коты. Тут и небольшой столик, где можно попить кофе и просто поговорить. За ним-то мы и расположились.
— Начинала рисовать с детства — маленькие зарисовочки, почеркушки на обоях — даже фломастеры от меня прятали, хотя, не отбирали бы — я, наверное, уже шедевры рисовала!
Настя находится на предпоследнем этапе получения художественного образования — заканчивает 6-й курс Красноярского государственного художественного института, за плечами —изостудия, школа искусств, художественное училище, а впереди — Академия художеств.
Несмотря на плотный учебный процесс, юная художница успела освоить фортепьяно, пройти первый класс игры на скрипке, сейчас занимается гитарой, дает уроки начинающим художникам и периодически ездит по миру в поисках новых идей.
— Я думаю, что между живописью и музыкой есть общие точки, некая связь. Если смотреть на картины под классическую музыку, то получаешь многостороннее эмоциональное воздействие. Поэтому было бы интересно провести выставку с живой музыкой, я за синтез искусств!
Чтобы не расслабляться и постоянно практиковать свое мастерство, художнику приходится чем-то жертвовать — Настя мало гуляла, редко ходила на тусовки.
— Это был мой выбор, осознанный. Я нацелила себя на работу, на путь живописца. Иногда, по дороге в мастерскую бывают мысли «А, не пойду — схожу в кино или ещё куда-нибудь», но все же я не сворачиваю. Хотя и скрепя сердце, конечно, не иду — это же моё любимое дело, неотъемлемая часть жизни. Мастерская — второй дом. Если бы здесь можно было жить — я б жила, — смеётся Настя.
Воображать просто некогда
Большинство Настиных работ изображают реальность — предметы быта, пейзажи, интересные портреты. По словам художницы, образы встречаются буквально на каждом повороте.
— Воображение — это хорошо, но в реальности столько всего интересного, столько нового можно увидеть и изобразить — жизни не хватит! Художественная деятельность безгранична. Воображать просто некогда.
Больше всего девушка любит писать людей, которые привлекают её каким-то своеобразием, эпатажным поведением.
— С натуры получается более живой образ, даже где-то удается поймать душу и запечатлеть её в глазах, в уголках рта, в самой позе. Картина получается более эмоциональной. Писать с фотографии гораздо сложнее, в плане того, что изображение получается плоским, невыразительным.
Одним из частых персонажей на картинах художницы был кот — крупный черно-белый красавец Лифт (кличка такая, потому что кота нашли в лифте).
— Ласковый, верный товарищ и дружище. Несколько раз попадал всем своим весом в палитру с маслом — еле отмыли. Видимо, у кота тоже склонность к изобразительному искусству. У меня даже были мысли пустить его по холсту!
Выставки для всех!
Участие в выставках — хорошая возможность показать себя, посмотреть на свои картины со стороны, вдохновиться новыми идеями и пообщаться с коллегами-художниками.
— Я считаю, что выставки полезны не только для авторов, но и для простых людей — так хочется показать красоту живописи среди серых рабочих будней.
В связи с этим Настя активно участвует в организации и проведении выставок. Вот, недавно, проявив инициативу, устроила показ своих работ в школе, где училась.
— Думаю, в этом есть полезное зерно. Ребенок увидит картины, возможно, заинтересуется и захочет попробовать свои силы. С этого все и начинается — с интереса. Поэтому деткам надо почаще посещать выставки —где они ещё увидят качественные работы? Репродукции в учебниках — совсем другое, ни текстуры, ничего не разберёшь.
По мнению Анастасии, чтобы привить у общества любовь к искусству, нужно почаще устраивать открытые площадки по живописи, где бы каждый заинтересовавшийся смог попробовать процесс рисования вживую — прикосновение к кисти, масляной краске. Все это может пробудить в человеке скрытые желания рисовать, о которых он раньше и не догадывался.
Глядя на бесчисленное количество интересных и качественных картин, даже как-то и не подумаешь, что творец всего этого мог разочаровываться в своем творчестве, в правильности выбранного пути. Однако у Насти такие моменты бывали, и нередко.
— Это постоянное недовольство собой, самокритика. Потому что всегда понимаешь — есть к чему стремиться, что новая работа — это всего лишь точка, шаг в творческом процесс, к следующей работе — более качественной и зрелой. А сейчас ещё и мысли о дипломе — столько идей, что даже не знаю на какой остановиться.
Когда становится тяжело, девушка старается отвлечься — пройтись вдоль реки Качи, погулять на острове Татышев, проветриться и настроить себя на рабочий лад.
— Я не из тех людей, кто будет сидеть сложа руки и грустить, ждать, когда что-то само измениться. Буду сама стараться из этого выбираться.
По мнению Насти, творчество — это самовыражение, ведь через полотна ты, по сути, рассказываешь о себе, передаешь свои взгляды на мир, переживания, чувства. Это второй язык.
— Хотелось бы, конечно, чтобы моя живопись не пылилась на полочках, а приносила пользу людям. Считаю, что это одно из предназначений живописи — радовать, пробуждать чувства, эмоции, выявлять красоту нашего мира. К тому же в живописи ты останавливаешь время — фиксируешь его в образе современных людей, деталей натюрморта, архитектуры. Время разрушает красоту — мы пытаемся ее сохранить, хотя бы на холсте.
Всероссийская выставка в формате арт-эксперимента «Линия. Точка» пройдет с 3 по 26 декабря в ТРЦ галерея «Енисей» (Красноярск, Дубровинского, 1и).
Ольга Пестова специально для Newslab.ru