«Всё могу» придумал и осуществил Терри Джонс, один из участников знаменитой британской комической труппы «Воздушный цирк Монти Пайтона» — чьему коллеге по труппе и тёзке Гиллиаму вчера, вот совпадение, стукнуло ровно 75 лет. Этим фильмом ребята (на озвучке у Джонса собрались все оставшиеся в живых участники «МП» — чего мы со своим дубляжом, понятное дело, не услышим) наглядно демонстрируют, что почтенный возраст — ничуть не помеха задорному идиотизму.
Режиссёр: Терри Джонс
В ролях: Саймон Пегг, Кейт Бекинсейл, Роб Риггл, Джоанна Ламли, Эдди Иззард.
Инопланетян в оригинале озвучивали Джон Клиз, Эрик Айдл, Майкл Пэйлин, Терри Гиллиам. Говорящего пса – Робин Уильямс
Продолжительность – 85 мин.
Во «Всё могу» всесильные космические существа, узнавшие про существование Земли из запущенного в космос ещё в 70-х зонда, принимают решение о том, достойны ли земляне войти в приличное межгалактическое общество — и для этого наделяют одного земного бедолагу временной способностью исполнять абсолютно все свои желания.
Бедолагой оказывается Нил, скромный школьный учитель, который всё никак не может дописать свой первый роман и собраться с духом пригласить куда-нибудь симпатичную соседку снизу — которая, вот совпадение, как раз работает в телепередаче про книжные обзоры.
Джонс и его соавтор Гэвин Скотт, сценарист, делавший свои первые шаги в сериале «Молодой Индиана Джонс», раскручивают эту историю в торжественно-глуповатом ключе — получив неограниченную власть, скажем, герой первым делом нечаянно аннигилирует особенно надоедающий ему на работе класс. Авторы при этом совершенно не думают, что глупость — это что-то плохое; на всякий случай Джонс даже лично появляется в бессловесной роли неосторожного водителя, принимающего на себя самое первое проявление всесильности героя, выраженное в физическом воплощении грязного ругательства (память подсказывает подходящий анекдот про крокодила Гену, морское ругательство и якоря).
Анекдот — хорошее слово; так же, как и анекдоты, «Всё могу» схожим образом регулярно пренебрегает связностью и глубиной своей истории ради чистой хохмы. Хохма эта частенько выходит смешной — отдельных прекрасных шуток во «Всё могу» хватает, вроде истории с инопланетными числительными или вечных безуспешных попыток героя сформулировать желание так, чтобы не вышло ничего лишнего. На бегу «Всё могу» попинывает и организованную религию, и современную журналистику, ориентированную всё больше на скандалы, нежели на разговор по существу, и американскую военщину, и много чего ещё, но делает это именно на бегу, мимоходом, не особенно целясь и не прикидываясь, что речь идёт о продуманной взвешенной критике.
Впрочем, как можно ждать хоть чего-нибудь продуманного и взвешенного от фильма, в котором всех побеждает говорящая собачка?
«Всё могу» вряд ли станет чьим-то любимым фильмом и уж точно не попадёт ни в какие итоговые списки года (разве что к какому-нибудь особенно зловредному кинокритику, составляющему свои итоги исключительно из чувства протеста против выбора всех остальных). Но, как и многие скетчи «Монти Пайтона», которому, кстати, через каких-то четыре года стукнет пятьдесят (пятьдесят!) лет, этот фильм прекрасно напоминает о важном — о том, что взрослость и серьёзность всё-таки катастрофически переоценены. Терри Джонсу семьдесят три, и ему наплевать, что у него есть какая-то там репутация, из-за которой какие-то там люди могут от него чего-то там ждать — все эти соображения ничуть не мешают ему выйти в свет и рассказать всем дурным голосом глуповатый анекдот. Такой силой духа хочется обладать в любом возрасте.
Вердикт — глупое, но очень смешное и по-своему прекрасное кино о том, как неважно быть серьёзным